ГоловнаКультура

Кинопрограмма-максимум для Дня космонавтики

В этом году День космонавтики отмечается с особым энтузиазмом – все вспоминают первый полет в космос, как все любили Гагарина и все, что связано с давней человеческой мечтой – оторваться от надоевшей планеты и изучить то, что находится не только за ее пределами, но и за пределами нашей Солнечной системы.

Кинопрограмма-максимум для Дня космонавтики

С другой стороны, 12 апреля – прекрасный день для того, чтобы посвятить его научно-фантастическим фильмам. Вашему вниманию – программы киноманского времяпрепровождения для полного погружения в космическую реальность так, как ее понимают кинорежиссеры.

Программа «Мэйнстрим»

Фильмы: «Чужой», «Чужие», «Чужой 3» и «Чужие: Воскрешение». Общий хронометраж: 478 минут (почти 8 часов), если смотреть театральные версии, и 553 минуты (чуть больше 9 часов), если смотреть режиссерские версии всех фильмов, вошедшие в классическую «Квадрологию» Чужих.

Как известно, первый фильм о Чужом, его родственниках и Эллен Рипли, офицере космического корабля «Ностромо», которая будет присутствовать во всех 4-х фильмах, снял Ридли Скотт, которого в то время мало кто знал. Второй фильм, «Чужие», снял Джеймс Кэмерон, третий стал не вполне удачным дебютом Дэвида Финчера в большом кино (он рассорился с продюсерами и студия доснимала и монтировала фильм без него), четвертый сделал Жан-Пьер Жене (по моему скромному мнению – это его лучший фильм).

Не так давно стало известно, что Ридли Скотт собирался делать приквел к первому фильму, но, к сожалению, или к счастью – посмотрим уже в следующем году – этот проект превратился в самостоятельный фильм под названием «Прометей», в котором, впрочем, будут использованы элементы из вселенной «Чужого».

Вообще, идея того, что где-то на далеких планетах существуют вполне разумные существа, которые, в принципе, отличаются от людей всего-навсего более мощным экзоскелетом и интеллектом, дополнительной встроенной головой и способом размножения, внушает некий трепет. Но если в первой части переживаешь за людей, которые столкнулись с Чужим и не знают, как себя вести, то начиная со второй части между Хомо Сапиенсом и Чужим начинает ставиться знак равенства – с того самого момента, как Рипли, гонимая больше материнским инстинктом, нежели инстинктом выживания, использует робота-погрузчика, чтобы сразиться с другой матерью – самкой Чужих, охраняющей свое потомство.

Вместе с этой, и другими идеями, которые несет в себе каждый из фильмов, Квадрология Чужих – наглядный пример того, как мэйнстримовые режиссеры умеют снимать универсальное кино, считывающееся и на уровне боевика, и на уровне фантастического триллера, и на уровне, где Жижек, например, сумел обнаружить психоаналитические идеи.

Программа «Интеллект»

Фильмы: «Космическая Одиссея 2001 года» Стэнли Кубрика, «Солярис» Андрея Тарковского, «Солярис» Стивена Содерберга. Общий хронометраж: 435 минут (чуть больше 7 часов).

«Космическая Одиссея» Кубрика – фильм, из которого вырос почти весь кинематографический сайфай второй половины ХХ века. Находками Кубрика, в основном визуального характера, до сих пор пользуются режиссеры – некоторые, за неимением собственного воображения, некоторые, потому, что не хотят заново изобретать велосипед и хотят отдать должное гению Кубрика, снимая разного рода оммажи. Одним из таких оммажей, кстати, стал фильм «Луна 2112» британского режиссера Данкана Джонса – фильм, возможно, не очень зрелый, но выполненный вполне в духе Кубриковской «Одиссеи».

Да простят меня поклонники Андрея Тарковского, но кажется интересным сравнить две версии знаменитого романа Станислава Лема – при том, что самому Лему не понравилась версия Тарковского, но понравилась экранизация Содерберга. Возможно, Лем был слишком утомлен спорами с Тарковским о том, каким тот должен был показать сам Солярис, да и о характере фильма в целом. Поэтому когда Содерберг взялся за вторую экранизацию, Лем дал ему свое благословение и не вмешивался в процесс съемок.

Другими словами, если вдруг кто-то захочет поразмять мозги – это упражнение не для слабохарактерных – понять, о чем «Космическая Одиссея 2001 года», и рассудить Тарковского с Содербергом (занятие в чем-то абсурдное, но для нас ведь нет ничего невозможного).

Программа «Романтическая»

Фильмы: «Контакт» Роберта Земекиса, «Близкие контакты третьей степени» и «Инопланетянин» Стивена Спилберга. Общий хронометраж: 403 минуты (чуть меньше 7 часов).

Эти три фильма объединены романтической идеей о том, что где-то за пределами нашей галактики возможно существование разумной жизни, которая не только не хочет откусить нам башку, как Чужой, или превратить в свою колонию, но наоборот: хочет наладить с нами контакт, обменяться информацией и, в целом, относится к нам очень миролюбиво, практически, как к братьям своим меньшим.

Особое внимание хочется уделить фильму Земекиса, который самым трогательным образом рассказывает о стремлении человека добраться до далеких звезд и обнаружить там существ, с которыми можно наладить связь – потому что на этой планете налаживать связи уже неинтересно. Главная героиня, которую сыграла Джоди Фостер, посвятила почти всю свою сознательную жизнь дотошному «простукиванию» каждой звезды на предмет излучаемых ею звуковых сигналов, пока однажды с Веги не приходит такой сигнал.

Кроме того, «Контакт», как выяснилось при недавнем пересмотре во взрослом состоянии, – не просто один из любимых фильмов детства, но и весьма отчетливое высказывание о противостоянии религии и науки в поисках истины. После утомительных дебатов о том, что вера в Бога якобы препятствует трезвому научному исследованию, статус религии и науки уравнивается – потому как выясняется, что и та, и другая имеют дело с верой, не всегда основанной на эмпирических доказательствах.

В любом случае, даже если вам не захочется выполнять любую из этих «программ», посмотрев любой из вышеперечисленных фильмов, можно достойно провести 12 апреля, посвященное 50-летию первого полета человека в Космос. Это классика, а она, как известно, не ржавеет.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram