Страховка от разгона правительства
"Моя политическая позиция остается неизменной: ликвидация областных госадминистраций и передача полномочий соответствующим советам", - заявил премьер-министр Арсений Яценюк в парламенте и сорвал аплодисменты (полное видео выступления, около 60 минут).
Так он уговаривал депутатов, почти половина которых прошла по мажоритарным округам, голосовать за программу правительства. Декларативный в общем-то документ защищает Кабмин на год от разгона Верховной Радой (ст. 87 Конституции).
Депутаты программу приняли 325 голосами "за", хотя депутаты Блока Петра Порошенко сперва документ критиковали, а пресс-служба депутатской группы "Экономическое развитие" (возглавляет Виталий Хомутынник) вообще разослала сообщение, что не будет поддерживать программу Яценюка. Но в итоге ни один депутат не голосовал против, воздержался Артур Мартовицкий из "Оппозиционного блока", бывший гендиректор ПАО "ДТЭК Павлоградуголь" Рината Ахметова. Почти все остальные "оппозиционеры" голосовали "за".
Причин тому несколько.
Во-первых, страна зависима от иностранных кредиторов, которые торопят с реформами. В Киеве находится миссия МВФ и внимательно следит за решениями депутатов и правительства. В авторитетной деловой газете Financial Times на днях вышел материал о бедственном положении Украины. Якобы стране нужны вливания порядка $15 млрд, иначе Киев откажется платить по обязательствам (не все аналитики верят этой информации, вот, например, скептический комментарий Александра Паращия из Concorde Capital).
Во-вторых, программа Кабмина — это общие слова с размытыми сроками выполнения обещанного, настоящие бои начнутся при голосовании за отдельные законы. Традиционно жестко будут сражаться депутаты за строчки в приложении к закону о бюджете, который планируют принять до 26 декабря.
В-третьих, правительство пообещало руководителям фракций, что новые Налоговый и Бюджетный кодексы будут приняты до конца года.
Проекты кодексов еще не внесены в парламент. Однако в программе правительства речь идет о сокращении количества налогов с 22 до 9 уже в первом квартале 2015 года, о двукратном снижении ставки единого налога в это же время и о запрете проверок малого и среднего бизнеса в 2015-2016 годах.
Изменения в Бюджетный кодекс должны дать больше финансовой свободы местным властям. Например, они смогут занимать деньги у международных организаций внутри страны с молчаливого согласия Минфина. А города областного значения смогут занимать еще и за границей.
Также местные власти смогут сами выбирать, где хранить деньги бюджета развития или собственные деньги бюджетных учреждений. К тому же в местные бюджеты пойдет плата за админуслуги, госпошлина, 10% от налога на прибыль частных компаний, сбор от розничной продажи подакцизных товаров (2-5% от цены) и другие платежи. В Кабмине считают, что изменения в Бюджетном кодексе принесут местным бюджетам более 39 млрд гривен дополнительного дохода в 2015 году.
Беда только, что в последний раз местные выборы в Украине (кроме Киева) прошли еще в 2010 году при президенте Викторе Януковиче. То есть деньги и полномочия достанутся еще "дореволюционным" областным советам. Очередные местные выборы пройдут только в октябре 2015 года.
Ключевые пункты программы
Военную угрозу правительство считает основной, поэтому обещает тратить на оборону и правоохранительную деятельность 5% ВВП. Столько же сегодня Украина тратит на оборону, милицию, прокуратуры и суды.
В программе правительства к обороне отнесены и укрепление границы с Россией, льготы участникам АТО и создание общественного вещания (в том числе иновещания).
Реформа госуправления заключается в уменьшении роли государства в регулировании бизнеса, уменьшении контролирующих органов с 56 до 28, сокращении количества госслужащих на 10% за два года с соответствующим ростом зарплат. Это очень мало. Для сравнения, экономисты из VoxUkraine предлагают намного более радикальные сокращения. Даже после сокращения десятой части чиновников их останется больше, чем было в 2012 году.
Одновременно правительство собирается создавать новое министерство информационной политики, которым будет руководить кум президента и бывший руководитель его "5 канала" Юрий Стець. В программе Кабмина об этом почему-то умалчивается.
Правительство также предлагает ввести электронное госуправление. Будет ли это обещание реализовано — большой вопрос. Например, в администрации президента (АП) тоже обещали отказаться от лишних бумаг. Но, по словам бывших сотрудников АП, по состоянию на сентябрь обещания вылились только в использование бесплатных документов google для совместного пользования.
Кабмин обещает отбирать чиновников на конкурсе. Однако отбор министров на конкурсной основе уже вылился в небольшой скандал с отбором рекрутинговой компании, о чем подробно писала Валентина Самар в zn.ua.
Яценюк говорит о непримиримой борьбе с коррупцией. Часть необходимых законов уже принята, однако будет ли это законодательство работать — увидим в следующем году. Пока что Украина остается самой коррумпированной страной Европы.
Туда же относятся и сложнейшие реформы милиции и судебной системы. Одна только переаттестация 9000 судей чего стоит.
Новая экономическая политика предполагает сокращение расходов госсектора в структуре ВВП на 10% за два года. Не на 10 процентных пунктов, а всего на десятую часть. Сейчас около половины ВВП Украины перераспределяется через бюджет.
Правительство объявило войну теневой экономике. Обещает поэтапно сократить единый социальный взнос с зарплаты с 41% до 15%, а взамен ужесточить ответственность за выплату зарплат в конвертах.
По словам Яценюка, сейчас в украинской столице, если не учитывать бюджетную сферу, 40% киевлян получают меньше 1218 гривен в месяц. "Это вранье", - считает премьер-министр. Но в Киеве в самом деле многие получают минимальную зарплату и выживают за счет сдачи квартир, помощи близких или случайных подработок. Весь вопрос, как много таких людей на самом деле. В среднем по стране на начало года каждый пятый украинец жил за чертой абсолютной бедности, а за год количество бедняков только выросло.
Яценюк предлагает легализовать накопления и ввести контроль над трансфертным ценнобразованием, чтобы крупный бизнес не мог оставлять заработки за границей. Но почему-то эту реформу правительство собирается провести только в 2016 году. К этому же сроку правительство запустит электронные госзакупки.
Кажется, чем сильнее реформа бьет по олигархам и чиновникам-коррупционерам, тем позже ее собираются внедрять.
Отдельной строкой идет управление госсобственностью. Главное тут — сокращение этой самой госсобственности за счет масштабной приватизации. Правительство хочет продать 1200 компаний из 1500, не подлежащих приватизации. При этом внедрение аукционов как основного способа приватизации и продажа госпакетов акций на международных биржах также запланированы на 2016-2017 годы, а распродавать объекты начнут уже в следующем году.
Новая продовольственная политика не предусамтривает главного — создания рынка земли. Во время выступления в парламенте Арсений Яценюк констатировал, что депутаты не готовы об этом даже говорить. Впрочем, чиновники обещают сделать прозрачным рынок аренды земли.
Об энергетической независимости говорит каждое украинское правительство. В этот раз Кабмин заявляет о продаже части газотранспортной системы (привлечении инвесторов), росте тарифов на газ для населения и коммунальной сфере, закрытии, консервации или продаже государственных шахт. Одновременно чиновники обещают адресные субсидии самым бедным семьям. Рост тарифов и введение субсидий намечены на 2017 год.
Прошлое повышение тарифов съела девальвация, в результате в долларовом выражении (а газ-то мы покупаем за доллары) стоимость газа, отопления и горячей воды для граждан даже понизилась. Как бы новые повышения не обернулись таким же конфузом.
Социальная политика тоже таит в себе угрозы. Что скрывается за "созданием справедливой социальной системы" украинцы (а особенно украинки предпенсионного возраста) наверняка помнят по решениям 2011 года.
Кабмин также предлагает отменить специальные пенсии и "неэффективные льготы", монетизировать льготы (в 2016 году).
Отдельной строкой идет новый Трудовой кодекс. Профсоюзы сорвали его принятие в 2011 году, не допустили голосования за него в 2013 году. Однако Арсений Яценюк намерен таки его продавить. Во время выступления в парламенте он сказал, что "предусматривается конкурентный рынок труда". По всей видимости, речь снова идет об увольнении наемных работников и минимизации роли профсоюзов.
Коротко в социальном разделе говорится и о проблемах переселенцев из Крыма и Донбасса, в частности, об их трудоустройстве. Количество вынужденных переселенцев уже превысило 500 тысяч человек и продолжает расти каждый день.
В сфере культуры говорится о спецзаконе о "национальном культурном продукте" и стратегии гуманитарной культурной политики. Пока непонятно, что именно под этим подразумевается. Но надо помнить, что именно с подачи министра культуры Вячеслава Кириленко в самые неспокойные дни 23 февраля Рада отменила языковой закон, что вряд ли понравилось 8,3 млн этнических русских — граждан Украины (по переписи 2001 года), многие из которых уже были обработаны российской пропагандой о "русофобах" в Киеве. К чести Турчинова, он так и не подписал это решение.
Настораживает также строка о "национально-патриотическом воспитании" в разделе о молодежи и спорте.
Наконец, только в последнем пункте о международной помощи говорится о поддержке украинских граждан, оставшихся в Крыму и на Донбассе. И то не за счет бюджета, а за счет иностранных благодетелей.