ГоловнаЕкономікаДержава

Україна не потребує нового "плану Маршалла"

Украина не нуждается в новом "плане Маршала", который трактуется как программа спасения украинской экономики за счет иностранных кредиторов. Страна имеет "букет болезней" и новые кредитные ресурсы Запада только усугубят уже существующие болезни.

Страна нуждается в программе "Украинского Ренессанса" собственного производства, но с поддержкой Запада. Данная программа не должна быть "многотомником" обычных экспертных рекомендаций. Тем более что времени на разработку, согласование, "обкатку" уже просто не существует. Наш "паровоз" несется на огромной скорости и не понятно, насколько он продолжает быть управляемым. Изменения нужны сейчас и сегодня! Не лозунги, программы и различные комитеты, а изменения! Потом уже будет поздно и пенять, будет уже не на кого.

Необходимо выделить несколько приоритетов – не десяток, а именно несколько, и немедленно начать действовать! Результат надо показать через несколько месяцев. Потом его уже некому будет показывать.

Первое направление. Страна, в которой более 50% ВВП перераспределяется через государственный бюджет, просто не в состоянии "перекрыть" те дыры, которые объективно при этом возникают. Поэтому первое, что необходимо сделать – это резко сократить затраты государственного бюджета. Чем меньше будет "государства" в нашей жизни, тем лучше мы будем себя чувствовать. Социалистическая идея с серьезной ролью государства – хороша, но не сейчас! "Меньше государства" в привязке к бюджету означает – уменьшение объемов перераспределения средств через государственный бюджет. Сокращение затрат бюджета, скажем до уровня 40% ВВП может означать то, что на эти сниженные 10% нам станет легче дышать, на 10% у нас будет меньше бюрократов и, в конце концов, на 10% мы будем больше принимать самостоятельных решений, а не делегировать их государству. Тем более что по своей сути государство, как правило, неэффективный менеджер.

Фото: Макс Левин

Финансировать существующий дефицит государственного бюджета самостоятельно мы больше просто не можем. Стоимость внешних заимствований для Украины так высока, что фактически этот канал фондирования дефицита просто отрезан. Если бы сейчас государство Украина захотело бы выйти на внешние рынки, то должно было быть готово платить более 15% годовых. Делать бизнес под 15% годовых - практически невозможно. Управлять страной под такой процент – прямая дорога в пропасть! Выход один – сократить затраты. Но вопрос "где и для кого?" остается наиболее острым и болезненным. Если начать спорить по этому поводу, то неизбежно материализуется огромное количество популистов, которые убьют эту идею на корню. Чего-чего, а популистов у нас хватает. Равно как и запроса со стороны общества на них. Спрос порождает предложение.

Подход должен быть очень прост. Основная задача государства – это защитить наиболее уязвимые слои населения, которых (к сожалению) по нынешнему времени на фоне раскрученной до, как минимум, 20%-го уровня инфляции и чуть ли не 70%-го уровня девальвации - подавляющее большинство. Ставя это во главу угла, необходимо четко определить, что в украинских государственных финансах есть несколько громадных "черных дыр". Ликвидация этих дыр становится задачей национальной безопасности страны.

Первая и самая глубокая дыра – это НАК "Нафтогаз". Компания, какой бы "сильно государственной" и необходимой она бы ни была не в состоянии жить при дефиците, который сравним с бюджетами целых областей Украины. Вывод один: немедленно ввести систему дотаций для населения, а не для "Нафтогаза". К примеру, в случае, если коммунальные услуги (включая стоимость газа) превышают 15%, или 20%, или 25%, или какую-либо другую величину (как договорятся) суммарного дохода домохозяйства, то превышение компенсируется государством. Если такового превышения нет, то оплачивает его домохозяйство. Большая часть населения не пострадает. Но при этом надо помнить, что население не должно выстраиваться в километровые офисы "государственных бюрократов" для того, чтобы получить субсидию и доказать, что ты имеешь на нее право. Каждая организация, учреждение, компания подает данные о своих сотрудниках и их заработках в налоговое ведомство. Нет ничего сложного в том, чтобы начала существовать единая база обмена информацией по поводу того, кто и с кем живет и какой у них суммарный доход. Не надо никуда ходить. Сделайте это автоматически. Не умеете – попросите иностранных доноров, и они с удовольствием вам в этом помогут. При этом вам это не будет стоить абсолютно ничего. При таком раскладе дефицит "Нафтогаза" сократится автоматически до нуля, и только часть прежнего ГИГАНТСКОГО дефицита перебросится на государственный бюджет!

Фото: Макс Левин

Далее - долгоиграющая история с государственными закупками. Здесь еще проще сэкономить деньги: абсолютная прозрачность, отсутствие любых исключений по поводу того, что должно закупаться на тендерах, а что нет; максимальное стимулирование конкуренции. Государственные закупки не должны решать вопрос поддержки отечественных предприятий (по крайней мере сейчас). Не надо забирать у одних и отдавать другим и при этом еще подкармливать бюрократов. Задача сэкономить деньги налогоплательщиков и оставить у них в карманах как можно больше для того, чтобы они «голосовали» своей «так тяжело заработанной гривной» за тот или иной продукт на рынке или в супермаркете. Люди сами в состоянии принимать решения. Им не нужна помощь бюрократа. Оглянитесь вокруг – госплана уже нет! А мы все еще продолжаем жить в мифах прошедшей эпохи. Не знаете как сэкономить на госзакупках и вывести систему госфинансов на более устойчивый уровень? Обращайтесь к иностранным донорам. Они помогут. Срочная техническая и финансовая помощь зайдет в страну практически моментально. Опять-таки – это ничего нам не будет стоить. Экономия по этому направлению составит как минимум четвертую часть от существующих затрат.

Льготы и привилегии - еще одна дыра и пережиток прошлого. Ни одна успешная страна не имеет такого количества льгот и привилегий, как Украина. Сколько еще раз надо повторять, что их надо сократить, а сокращенный список монетизировать. Ну не надо доплачивать ветеранам войны за перелет, а депутатам - за проезд на электричке! Оставьте минимум, а то, что хотите давать льготникам, давайте деньгами. Ну это же просто! Почему одни инвалиды правдами и неправдами могут получить путевку в санаторий, а другие даже не знают, что такая система вообще существует. Монетизируйте! Только по справедливости! Немного, но для каждого, а не много, но для очень ограниченного "состава участников".

Пенсионная система – не проблема, а трагедия! Один раз и навсегда скажите людям, что солидарная пенсионная система либо вообще прекратит свое существование через несколько лет по совершенно банальной причине отсутствия денег (и тогда уже обслуживание пенсионеров станет заботой их собственных семей), либо ограничьте пенсии и запускайте механизм накопительной пенсионной системы. Ограничение в 5 или 6 или 7 тыс. гривен будет воспринято нормально большей частью населения. Ну нет денег платить больше! Даже если кто то заслужил в 10 раз больше своим честным и самоотверженным трудом на благо отчизны. Ну где ж взять деньги, если их нет? Решите немедленно ту задачу, которая стоит сейчас на повестке дня. Не допустите коллапса всей системы!

Фото: Униан

Борьба с коррупцией – основной приоритет во всех предвыборных программах на прошедших выборах. Но, пожалуйста, не забывайте, что высокая зарплата и наказание для чиновника важны, но еще более важны превентивные профилактические меры. Надо сделать так, чтобы не было возможности брать взятки. Без дерегуляции бизнеса здесь просто не обойтись. Не думайте, что это так уж сложно! Это легко! Наличие политической воли даст возможность пройти этот путь в считанные месяцы. Используйте систему так называемой "регуляторной гильотины", когда все "недружеские" по отношению к бизнесу нормативные документы просто отсекаются, а новые без экспертизы бизнеса не появляются. Не знаете, как сделать? Обратитесь в срочном порядке к донорам. Они знают как и смогут помочь. И опять-таки "за спасибо".

Реформа системы государственного управления – это мать всех реформ. Не может Украина больше жить со старой советской системой принятия решений! Ну, зачем несколько органов исполнительной власти занимаются одними и теми же функциями в буквальном смысле слова? Посмотрите на опыт Канады и Новой Зеландии! Уже через несколько месяцев вы получите модернизированную и конкурентоспособную систему госуправления. Ведь реформа госуправления – это не просто сокращение количества госчиновников и повышение зарплаты оставшейся части. Это больше, намного больше! Это вопрос о функциях, которые выполняют органы власти и их целесообразности для нас с вами, как налогоплательщиков страны. То, что не надо нам, не надо и государству. Не надо пугать непопулярностью. Это популярная реформа. И помочь с ее проведением могут те же доноры. Они знают как, и они за это будут готовы заплатить.

Верховенство права и судебная реформа – важнейший мостик на пути к глобальной или, если хотите, Западной цивилизации. До тех пор, пока каждый не будет уверен, что суды честные и избирательности нет, до тех пор ни о каком реальном развитии частного предпринимательства и притоке инвестиций в страну говорить не придется.

Фото: Макс Требухов

Этот первоочередной минимум позволит избежать катастрофы и запустить маховик реформ. Потом будет легче. Но надо с чего-то начать. Начните с этого и не дайте разбираться в тартарары надеждам миллионов!

Экспертное сообщество поможет в тонкостях и сложностях, объяснит, если надо специфические экономические и социальные взаимосвязи, откалибрует и подшлифует. Не теряйте время! Действуйте!

Олег УстенкоОлег Устенко, виконавчий директор Міжнародного Фонду Блейзера
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram