ГлавнаяЭкономикаБизнес

В поисках истинного патриота

Влад Головин Влад Головин , независимый журналист
В поисках истинного патриота

- Знаете, почему у автомобилей Lada сделан обогрев заднего стекла?

- Нет.

- Чтобы ваши руки не замерзали, когда вы толкаете эту машину.

Этот анекдот был бы «бородатым» и неинтересным, если бы не сам рассказчик и не место, где я этот анекдот услышал. Это произошло на прошлой неделе в Лондоне, на курсах информационного агентства Reuters, а саму шутку поведал один из тренеров. То есть качество советских автомобилей в Европе – это уже не предмет для обсуждения, а тема для анекдотов. А сам ВАЗ может уже не беспокоиться о том, какая рекламная кампания ему нужна – слава бежит впереди производителя.

Это свидетельствует о том, что для каждой отдельной страны качество товара важнее визитов политиков или абстрактных «международных отношений». Что знают о политической системе Германии люди, покупающие BMW или Mercedes? Интересуются ли выборами в Швеции владельцы Volvo? В международных переговорах политики мало что могут сделать, кроме надувания щек, если их страна не умеет делать качественные товары. Когда я стал рассказывать другому тренеру о последних – как мне казалось, очень интересных политических событиях в нашей стране (новом президенте, отставке премьера), он немного задумался, а потом кивнул: «А, я помню, я видел вашего президента. Это такой ужасно некрасивый парень, он, кажется, был кем-то отравлен... как же его звали?».

– Ющенко, – подсказал я.

– А, точно, ЮщЕнко, – ответил он, ставя ударение на втором слоге фамилии бывшего президента. Обычно именно так все иностранцы произносят эту фамилию.

Этот краткий диалог подействовал на меня как холодный душ. Я был уверен, что после Оранжевой революции Украину в Европе знают все: мы ведь показали, как мы героически боролись за честные выборы, за демократию и т.д.

На самом деле это все – лишь красивые слова. Люди помнят дела и ценят качество. Они покупают японские ноутбуки, немецкие машины, финские телефоны, а когда спрашиваешь их об Украине, они помнят какого-то «ужасно некрасивого, кем-то отравленного парня». Или вспоминают, что Украина – это страна, пострадавшая от Чернобыля.

Именно поэтому я думаю, что обычный бизнесмен или рабочий, который заботится о качестве своей продукции, и является патриотом своей страны. В отличие от политика, который будет вышибать слезу душераздирающими рассказами о любви к отчизне. Дело не в Ющенко и не только в политиках. Халтура давно стала национальной традицией, еще со времен Советского Союза. Сама система мотивации труда была построена на количестве, а не на качестве, и поэтому многие отрасли до сих пор не могут выдержать конкуренции. То автомобилистам, то производителям холодильников нужны пошлины против импорта. А когда срок действия этих пошлин заканчивается, наши автомагнаты сразу лоббируют их продление.

Патриотизм бизнеса всегда существенней патриотизма политика. Этот простой тезис ярко иллюстрирует и пример самого агентства Reuters. Годовой доход – $ 12,9 млрд. Это сопоставимо с доходами бюджета Украины за один квартал. Только здесь идет речь не о деятельности нашей армии налоговиков и таможенников, а о работе 50 тыс. сотрудников агентства в 100 странах мира. Может, кто-то скажет, что это некорректное сравнение, но если смотреть на прибыль наших коммерческих компаний и прибыль Reuters – лучше не станет. Более $600 млн. заработало агентство за четвертый квартал прошлого года – этот как прибыль всех наших банков за полгода в 2007-м. (2008-й или 2009-й. как кризисное время не будем принимать во внимание).

Получается, что 50 тыс. сотрудников могут работать более эффективно, чем толпы банковских клерков или всесильных налоговых инспекторов. В чем секрет? Ответ такой же, как с английским газоном, который нужно просто посадить и регулярно подстригать 100 лет. Нужно просто делать свою работу ответственно, профессионально и качественно. В течение 150 лет. Мы пока 20 лет делаем халтуру, а потом удивляемся, почему нашу экономику так сильно ударил кризис.

Влад Головин Влад Головин , независимый журналист