ГлавнаяЭкономикаБизнес

Кому выгодны долги Украины

Экономические новости прошедшей недели, как шашлыки на вертеле, были нанизаны на тему пустой государственной казны. «Шампуров» было два. Первый – это дефицит собственно государственных финансов, второй – дефицит НАК «Нафтогаз Украины».

Кому выгодны долги Украины

Что касается последнего, то чем дальше, тем больше оснований считать его нефтегазовым департаментом Национального банка Украины. Потому как, значимость самого Нафтогаза мельчает – по подсчетам специалистов, свыше 70% потребленного в январе российского газа оплатил НБУ, остальное – деньги самого НАКа. Другими словами, более двух третей газа оплатил украинский народ, а вот значительную долю топлива потребили несколько десятков весьма состоятельных людей, многие с иностранным гражданством. Напоминаю, что продолжают действовать льготные цены на голубое топливо не только для населения, но и для металлургов и прочих крупных бизнесменов. Печатный станок НБУ – на службе у сталеваров и химиков.

Всего в январе на счета Газпрома ушло рекордных 780 млн. долларов. Правительству на следующий месяц придется искать новые способы пополнения огромной дыры в кармане украинского народа под названием «Нафтогаз», занимая деньги на открытом рынке, либо снова штампуя гривны.

Похоже, всем вокруг выгодно, чтобы Украина набирала долгов «як віл на роги» – всем, кроме украинских налогоплательщиков. Есть масса желающих погреть руки на дыре в государственном бюджете Украины.

К примеру, европейские банкиры, надававшие кредитов отечественным банкам и корпорациям, теперь не могут получить свои деньги назад. Они хотят сделать это головной болью своего правительства и правительства Украины, следуя главному рецепту выхода из кризиса «национализируем убытки, приватизируем прибыль». «Украина должна вернуться к программе МВФ безотлагательно. Это является также условием для выделения макрофинансовой помощи (со стороны ЕС – «Левый берег»)», – сказал европейский комиссар по вопросам внешней политики и Европейской политики соседства Штефан Фюлена слушаниях «украинского вопроса».

Европейцам вторят и украинские компании, зарабатывающие на торговле ценными бумагами украинского правительства. «Текущий размер задолженности не вызывает серьезных опасений и позволяет продолжить привлечение новых займов для дальнейшего оздоровления экономики», – говорится в отчете ИК Dragon Capital. Другими словами, правительство призывают падать дальше в долговую яму, а инвесторов – закапывать в эту яму денежки. В 2009 г. прямой и гарантированный долг правительства увеличился в полтора раза, до $37,7 млрд. (34% ВВП). Аналитики говорят, что это немного – в прошлом году украинское правительство потратило на обслуживание долга около 4% доходов государственного бюджета, что вполне сравнимо с показателем 2004 года. Для сравнения, в Словакии на выплату процентов по государственному долгу в прошлом году было потрачено около 7% доходов бюджета, в Польше – почти 8%, а в Венгрии – 13%.

Для того, чтобы выяснить правомерность стремления Украины к долговым высотам Польши, Венгрии и Словакии, стоит обратить на качество самой украинской экономики, то есть ее прочность и способность оплачивать внешние долги у условиях плохой и труднопрогнозируемой мировой конъюнктуры.

Источники: Европейский центробанк, Евростат, Госкомстат Украины, сайт НБУ, расчеты автора

Видно, что существует огромная разница между экономиками Украины и ее европейских соседей. Параметры, которые свидетельствуют о надежности страны как заемщика, о ее способности устоять перед внешними шоками, в разы отличаются у Украины от аналогичных показателей ее собратьев по Восточной Европе, в худшую сторону. Из этого следует, что один и тот же процент долговой нагрузки несет совершенно разные риски для Украины и для Польши, либо Словакии, либо Венгрии.

Следует обратить внимание и на внутренний характер общественных отношений. Если в Европе сокращение зарплат и пенсий в полтора-два раза – болезненная, но все же используемая правительствами мера, то в украинских условиях сопоставимые сокращения невозможны как в силу общепринятого популизма, так и в виду объективной приближенности средних зарплат и пенсий к финансовому рубежу выживания.

Наконец, следует обратить внимание, что часть выплат по обслуживанию государственной задолженности – это баснословные 22-23% по облигациям внутреннего займа. Это колоссально дорогие средства. Наращивать такую задолженность – означает получать мало заемных средств сейчас, при этом уничтожая доходы будущих периодов, которые уйдут на грабительские проценты по долгам.

Вывод – долгов в принципе нам уже и так хватит, больше занимать не стоит. Но увы, логика ближайших событий не будет неумолимо противоположной. Дыра – она не молчит, она просит кушать.

Остатки на едином казначейском счете (ЕКС) Государственного казначейства Украины в настоящее время составляют около 1 млрд. грн и $35 млн., информирует заместитель главы Партии регионов, экс-первый вице-премьер Николай Азаров. «В феврале: в частности, 2,5 млрд. грн составляют лишь бюджетные выплаты», – сказал он.

Поэтому правительство будет продолжать накачивать бюджет заемными деньгами, и отечественные налогоплательщики все больше будут перепрофилироваться на содержателей иностранных финансистов.

Игорь Луценко Игорь Луценко , народный депутат