ГлавнаяЭкономикаБизнес

Летающий дракон с трезубцем

Китайский сверхзвуковой учебно-тренировочный самолет L-15 разрабатывался группой Hongdu при участии специалистов российского КБ Яковлева. Во внешнем облике заметна схожесть с Як-130. И китайская, и российская машина оснащаются украинскими двигателями

Сергей Згурец Сергей Згурец , Главный редактор журнала Defense Express
Летающий дракон с трезубцем

Украинское военное руководство надеется, что с нынешним арсеналом крылатых боевых машин военная авиация страны сможет продержаться аж до 2025 года. В дальнейшем истребители, штурмовики и бомбардировщики (МиГ-29, Су-27, Су-25 и Су-24) должен заменить единый, универсальный тип. Каким и чьим будет основной боевой многофункциональный самолет Воздушных Сил Украины?

Ответа на этот вопрос пока нет, поскольку выбор перспективного истребителя для Воздушных Сил страны – вопрос не только финансовый или военно-технический. Облик боевой авиации государства тесно связан с геополитическими и геостратегическими раскладами вокруг самой Украины. Он также зависит от того, предполагается ли в гипотетическом вооруженном конфликте прямая военная поддержка Киева достаточно мощными союзниками или Украина будет защищать суверенитет своими силами.

Именно поэтому достаточно симптоматично, что сегодня украинские военные и промышленники присматриваются к китайскому учебно-тренировочному самолету L-15, а не к российскому Як-130, который ранее считался главным претендентом на закупки в сегменте учебно-боевых машин. Рассмотреть возможности совместного производства нового самолета L-15 Falcon украинской стороне предложили в начале этого года – в ходе визита в Китай в январе 2009-го министра обороны Украины. После чего тогдашний министр Юрий Ехануров заявил: «Сейчас на вооружение украинской армии принят модернизированный учебно-боевой самолет L-39, но китайское предложение, которое прозвучало в Пекине, очень интересно. Мы имеем достаточные мощности в Министерстве обороны для того, чтобы реализовать подобные проекты. Мы изучим технологические возможности наших авиаремонтных предприятий и проведем конкретный переговорный процесс с представителями Китая с точки зрения возможного производства таких учебно-боевых самолетов».

Несколько дней назад из Поднебесной возвратилась делегация Воздушных Сил Украины. Командующий ВСУ генерал-полковник Иван Руснак подтвердил, что, среди прочего, «также речь шла об учебно-тренировочном самолете L-15, на который Украина поставляет свои двигатели». На этот самолет можно подвесить вооружение, и он может рассматриваться как учебно-боевой вариант. К тому же это сверхзвуковой самолет, в отличие от Як-130.

"Уже сейчас L-15 можно рассматривать как альтернативу шведскому "Гриппену", – говорит Иван Руснак. – А в перспективе он может стать заменой тренировочному L-39, штурмовику Су-25 или, например, МиГ-29. L-15 также с двумя двигателями, в скорости «МиГу» не уступает, дальность применения может быть увеличена. Энергетические показатели двигателей лучше, чем у МиГ-29. Кроме двигателей, мы можем наполнить кабину своими разработками и поставить на самолет собственное вооружение».

То есть в перспективе речь пойдет о налаживании у нас производства этих машин?

Я не думаю, что, например, для 130 самолетов нам нужно осваивать всю технологическую цепочку и налаживать производство. Рационально взять уже готовый планер и наполнить самолет собственными компонентами. Кроме того, ми обгоняем Китай по ряду направлений, что может быть дополнительной основой для укрепления проектов в авиационной сфере. Например, это касается авиационного вооружения класса «воздух-воздух».

Насколько серьезно Украина готова рассматривать Китай как политического и военно-технического партнера, а Китай – нас?

Я думаю, уже через пять-семь лет мы это реально ощутим на наших отношениях на международном уровне. В любом случае, выбор партнеров и выбор приоритетов – это вопросы чрезвычайно важные.

Договоренности о поставках двух опытных образцов двигателей АИ-222К-25Ф для учебно-тренировочного самолета L-15 Falcon были достигнуты в сентябре – запорожским моторостроительным КБ «Ивченко-Прогресс» и китайской компанией Hongdu Aviation Industry Group. На каждом L-15 устанавливается по два форсированных двигателя. Стоимость одного изделия – около $1 млн.

Цена одного учебно-тренировочного самолета L-15 – примерно $15 млн.

Кроме двигателей, по заявлениям представителей украинской «оборонки», китайская сторона заинтересована развивать с Украиной проекты, касающиеся авиационных ракет с пассивными и инфракрасными головками наведения средней и ближней дальности, а также нашлемных систем целеуказания.

Сергей Згурец Сергей Згурец , Главный редактор журнала Defense Express