ГоловнаКультура

​Odessa Classics 2018: Фестиваль саунд-дайвінгу

Сегодня, 1 июня стартует Четвёртый уже фестиваль Odessa Classics. В этом году концертов классической музыки стало ещё больше, фестиваль разросся до десяти дней, а преамбулой к нему стал ещё и Конкурс юных пианистов имени Серафимы Могилевской. Лучших малышей услышат все – победители конкурса сыграют под открытым небом на Потёмкинской лестнице. Основная же программа составлена исключительно из громких имён, и такая их концентрация в одном украинском фестивале впечатляет.

Кроме того, в этом году вновь будет параллельная программа новой украинской музыки, которая пройдёт под общим заголовком «hand made» и добавит к классической строгости шального духа перформансов. В общем, будет по-одесски.

LB.ua представляет подробный гид по концертной части фестиваля.

1 июня, 19:00

Одесский оперный театр. Открытие фестиваля

Максим Венгеров (скрипка), Полина Осетинская (фортепиано)

Феномен Полины Осетинской – редкий пример выдающейся взрослой карьеры вундеркинда. В других случаях силы и талант молодых музыкантов полностью расплёскиваются задолго до совершеннолетия; относительно Осетинской этот закон не сработал.

Мастерству восьмилетней девочки в 80-х умилялись в СССР, Западной Европе и Америке. Американские критики называли её «ангелом перестройки», о ней снимали фильмы, на её домашних концертах профессура теряла сознание (в самом прямом смысле) от восторга. В восемь лет Полина знала наизусть 30 часов виртуозной музыки и ненавидела своего деспотичного отца, воспитывавшего ребёнка по собственной методике «дубль-стресс». В 13 лет девочка сбежала от папы, рассказав в интервью о каторжном труде и надругательствах, которые терпела, перебралась с матерью в другой город и окончила там консерваторию, превратившись в одну из самых сильных пианисток своего поколения. Её книга о детстве вундеркинда, которую страшно читать, произвела в свое время эффект разорвавшейся бомбы. Её взрослое творчество – надо сказать, тоже. Осетинскую нужно слушать, и слушать вживую.

Скрипач Максим Венгеров, напротив, родился в еврейской семье, где в нём души не чаяли. Сказать, что с ребёнка сдували пылинки, было бы мало. Мать – директор музыкальной школы – поддерживала каждый его шаг, вплоть до того, что с трёх лет всегда плавала с ним рядом в бассейне. Венгеров никогда ни в чём не нуждался. Он переехал в Германию, потому что не хотел прерывать обучение в классе Захара Брона. Был назначен эмиссаром ЮНИСЕФ, получил звание почётного посла культуры Израиля, стал лауреатом премии «Грэмми» в номинациях «Классический альбом года» (1996) и «Лучший инструментальный солист с оркестром» (2004). Сам, за свои деньги купил скрипку «Страдивари».

Когда Венгеров играет, слушатели забывают обо всём на свете. Венгеров, впрочем, тоже, поэтому уже не раз терял свою драгоценную скрипку. Предупреждаем: от греха подальше, не берите ценные вещи на его одесский концерт: рискуете потерять голову от музыки.

2 июня, 19:00

Одесский оперный театр

Алексей Ботвинов (фортепиано), Бурхан Очал (перкуссия)

Дуэт Алексея Ботвинова и турецкого перкуссиониста Бурхана Очала восемь лет назад прошумел проектом «Бах.Перезагрузка», в котором Гольдберг-вариации вплелись в восточные ритмы. Прошумел в буквальном плане – шелестящие вариации, написанные в оригинале для клавесина, легли как родные на традиционные турецкие ударные инструменты.

Спустя семь лет дуэт Ботвинова-Очала презентовал цюрихским слушателям новую программу «Перезагрузка-2». Тут вместо моностилевого цикла Баха появился целый хоровод пьес – популярная музыка Баха, Бетховена, Рахманинова, Прокофьева и Мусоргского. «Картинки с выставки» последнего – лакомый кусочек для всех аранжировщиков начиная с Равеля, но всё же таких экспериментов над ними, кажется, ещё никто не проводил: сказки из «1001 ночи», рок-аранжировки и тарахтящая ступа Бабы Яги. Бадаламенти с его саундтреками к работам Линча – мальчик в сравнении с дуэтом Ботвинова-Очала.

21:30

Urban Music Hall, программа новой музыки «hand made»

Ensemble Nostri Temporis

Интуитивные ландшафты

За 11 лет своего существования Ensemble Nostri Temporis менялись много раз, но радикальными были всегда. В этот раз они обещают быть менее эпатажными, чем в ролике Шмурака/Коротича, обыгрывающем с детства знакомую пьесу Петра Чайковского «Болезнь куклы» из «Детского альбома». Интуитивные ландшафты – это поиски новых звучаний почти на ощупь. В первую очередь при этом, естественно, попадаются в руки предметы обыденного окружения. Музыканты попавшие в партитуру шумы считают попыткой примирения с банальным. По их мнению, только рассмотрев прекрасное в простом, можно полюбить его и через искусство познать это банальное заново, но уже на другом уровне. В общем, если вы больно ударились коленкой об угол стола и обижены на него, приносите с собой на концерт – помирим.

3 июня, 19:00

Одесская филармония

Роби Лакатош (скрипка) и ансамбль

Чем ещё хорош фестиваль Odessa Classics – так это отсутствием стилевых ограничений. Классика – это не только Моцарт и Бах, это ещё и целый пласт музыки, на который консерваторская профессура обычно гордо фыркает: «Это же лёгкий жанр». Однако большой глупостью было бы выбрасывать за борт корабля классики каждую пьесу, свободную от пророчеств, философствований и желания чему-то научить массы. Открою тайну, что музыка для развлечений зачастую требует от музыканта гораздо большей виртуозности, нежели классическая симфония.

Один из таких виртуозов – знаменитый венгерский скрипач Роби Лакатош. Цыганские мотивы он легко объединяет с джазовыми ритмами, а скорость игры – с осмысленностью интонирования. Помимо всех этих достоинств, он ещё и отличный импровизатор, способный оригинально подать и Баха, и пенье птиц, а потому и выступает как с классическим скрипачом Вадимом Репиным, так и с джазовой легендой Хэрби Хэнкоком.

21:30

Urban Music Hall, программа новой музыки «hand made»

airborne extended

Камень. Ножницы. Бумага

Австрийский коллектив девушек-экспериментаторов. Если верить названию коллектива, в Одессу должен высадиться воздушный десант. Если верить названию программы, предотвратить его коварную миссию можно, победив в детской игре. «Камень. Ножницы. Бумага» - это название пьесы украинского композитора Анны Корсун. В нём, как и положено, присутствуют все эти предметы, превращается в музыку и прочая канцелярия. Чтобы вы поверили, что всё всерьёз – Анна сейчас одна из наиболее титулованных на западе украинских авторов, и все её эксперименты необычайно музыкальны.

В программе, кстати, сыграют и на обычных инструментах симфонического оркестра, так что уши слушателя точно останутся довольными.

4 июня, 19:00

Одесская филармония

Штефан Владар (фортепиано)

Австрийский пианист Штефан Владар – такой себе неугомонный живчик. Он вполне справляется с ролью дирижёра и пианиста одновременно, руководя оркестром прямо из-за рояля, прекрасно чувствует себя в быстрых темпах и, кажется, вот-вот выпрыгнет из-за рояля как чёрт из табакерки. Штефан управляет Венским камерным оркестром, активно выпускается на лейблах «Capriccio», «Harmonia mundi» и «Sony». Активно – это значит, что уже вышло больше 30 CD с пьесами Гайдна, Шуберта, Шумана, Шопена, Прокофьева, Скрябина и Равеля. А ещё он играл с Иегуди Менухиным, Клаудио Аббадо, Сайманом Рэттлом и объездил с гастролями все главные концертные площадки мира.
Слово, то, что у нас Владара плохо знают – проблема исключительно законсервированности здешней музыкальной жизни. Он талантлив и весьма знаменит.

21:30

Urban Music Hall, программа новой музыки «hand made»

Ptakh_Jung

Layers

Загадка, как так произошло, но до сих пор дуэт Ptakh_Jung ни разу не выступал на фестивале классической музыки. Мы – первые. Ребят отлично знают все почитатели качественной электроники, обожают киношники, боготворят кураторы выставок. В Киеве, например, открыть мероприятие без участия «птичек» невозможно и безрассудно – на них ходят, их любят, они гипнотичны без психотехник и грибов. Тем не менее, у дуэта есть оправданные амбиции завоевать филармонических меломанов, усилив акустическое слагаемое их творчества.

В Одессе музыканты планируют заняться саунд-дайвингом (ну а где же, как не здесь)– поиском новых звуков в глубинах музыкальных устройств и превращением их в новую, лучшую музыку

5 июня, 19:00

Одесская филармония

Дмитрий Ашкенази (кларнет), Ренато Биззотто (гобой), Леонардо Биззотто (фагот), Карл (Чарли) Фэсслер (валторна), Алексей Ботвинов (фортепиано)

Советский пианист Владимир Ашкенази – почти бог, личность настолько известна, что не верится, что он всё ещё жив и вместе с нами. Его сын Дмитрий, как и все дети звёзд, оказался в тени знаменитого отца, но на самом деле он тоже – звезда. Дмитрий – выдающийся кларнетист, и музыкальная культура обязана ему не только образцовыми исполнениями, но и пропагандой игры на духовых инструментах. Странная вещь: мир настолько зациклен на солистах-струнниках и пианистах, что как будто забыл о существовании гобоя, фагота, валторны и прочих чудесных тембров. А ведь именно они – яркое украшение оркестра, и благодаря росту виртуозности – вполне конкуренты скрипки.

Так вот, концерт Ашкенази в компании коллег-духовиков – самый «цветной» на фестивале. И если вы любите цветные фильмы и цветные сны, то обязательно послушайте и цветные тембры.

21:30

Urban Music Hall, программа новой музыки «hand made»

Мацей Фронцкевич (аккордеон)

Аккорд_Эон

Должен же быть в программе новой музыки хоть один традиционный концерт. Правда, даже он выглядит слегка непривычно: серьёзная новая музыка для… аккордеона. Сыграет её польский аккордеонист-виртуоз Мацей Фронцкевич, а потому в программе польская и украинская музыка. В названии концерта разделён надвое аккордеон (как и в вещественной реальности – при помощи мехов), отчего получаются, как в игре «Эрудит», два слова: музыкальный «аккорд» и философское понятие «эон». Не ожидали, что аккордеон способен озвучивать философские мысли? Тогда мы идём к вам. То есть наоборот, вы к нам.

6 июня, 19:00

Одесская опера

Даниэль Хоуп (скрипка), Берлинский камерный оркестр

Хоуп – сама скромность, как и приличествует звезде. Но, по отзывам слушателей, именно он был главным открытием прошлогоднего фестиваля Odessa Classics. В костюме с иголочки, с безупречным стилем во всём. И в первую очередь – в игре. Кто слышал Хоупа, тот знает, как звучит совершенство. Кто не слышал – просто пролистайте список его наград: семь Echo Klassik Award, четыре номинации на Grammy, лауреат BRIT Award, обладатель Европейской премии культуры-2015. Кстати, последнюю Echo Klassik Award, музыкальный аналог Оскара, он получил в 2017-м за «лучший проект года», который везёт в Одессу. Казалось бы, ну чем можно удивить, если ты играешь «Времена года» Вивальди? Но британский скрипач объединил его с музыкальным «ответом» современного композитора-неоклассициста Макса Рихтера, сочинённым в 2012 году – «Vivaldi Recomposed», и получил гениальный спасательный круг для всех, кто боится нырять в классику. Теперь научиться плавать в море классики стало ещё проще, хотя за буйки – как и прежде – просьба не заплывать.

21:30

Urban Music Hall, программа новой музыки «hand made»

Heinali и Алексей Шмурак

Царица ночи

Не важно, считаете вы оперу Вольфганга Амадея Моцарта «Волшебная флейта» детской сказочкой или пародией на таинства масонской ложи. Важно то, что музыку из неё вы знаете в любом случае. Новое прочтение вечнозеленого Моцарта предлагает киевский дуэт пианиста (или как он сам себя называет – артиста) Алексея Шмурака и электронщика Heinali (Олег Шпудейко). В программе вечера заявлено столкновение Царицы ночи с драконом, борьба тьмы и света и полное развенчание масонских фокусов.

7 июня, 19:00

Одесская филармония

Себастиан Кнауэр (фортепиано и дирижер), Паскаль Шумахер (вибрафон), Берлинский камерный Оркестр

На прошлом фестивале Odessa Classics Себастьян Кнауэр поразил публику своей бриллиантовой техникой. В камерном музицировании ему мало равных, он удивительно точен и проникновенен даже в незаметных мелочах. Кнауэр играет хрупкую, интровертную музыку, которую извлекает, кажется, из платоновского мира идей – она даже не пытается овеществиться, настолько невесома.
В этом году немецкий пианист, четырёхкратный обладатель премии «Echo Klassik Award» представит Баха с неожиданной стороны. «Ueber Bach» - это взгляд на композитора-философа через призму иранской музыки: иранско-немецкий композитор Араш Сафаян немного поколдовал над творчеством гения. Как результат – в прошлом году музыканты получили за это колдовство очередную «Echo Klassik Award» в номинации «проект, расширяющий границы классики-2017». Приходите, будет тихая и вдумчивая классика, в которой не тесно.

21:30

Urban Music Hall, программа новой музыки «hand made»

Дмитрий Радзецкий и «Supremus»

Show of Hands

Самый шумный из проектов новой музыки «Show of Hands» объединит классических, рок-, джаз- и поп-музыкантов. Вы удивитесь, но нередко это одни и те же самые люди, способные играть в самых разных стилях. То, что ожидает слушателей, называется «подготовленной импровизацией» - это значит, что будет много свободы, но её границы определят заранее. Если верить названию концерта, то даже слушатель сможет повлиять на драматургию вечера – например, просто подняв руки.

8 июня, 21:00

Потёмкинская лестница

Open air концерт с видеоинсталляциями

Захар Брон (скрипка), Майкл Гуттман (скрипка), Алексей Ботвинов (фортепиано), Цзин Чжао (виолончель), Берлинский Камерный оркестр

Самый массовый и демократичный проект фестиваля, выплёскивающегося подобно большой волне на берег. Классикой захлестнёт даже тех, кто не собирался на концерты. Лайн-ап более чем щедрый, а послушать вживую Захара Брона – это для меломанов то же самое, что для католиков – получить благословение от Папы Римского. Захар Брон, на минуточку, не только учитель практически всех топовых скрипачей, но ещё и выпускник Одесской музыкальной школы имени Петра Столярского. Когда-нибудь ему поставят памятник рядом с Дюком. Но лучше видеть его живым.

9 июня, 19:00

Одесская филармония

Посвящение Тарковскому «Ностальгия по Вечности»

Музыкальная часть — дуэт GAZZANA

Слово — Дмитрий Черченко

Видеоинсталляции — Андрей А.Тарковский

Авторский проект памяти режиссёра-иконы, который приготовил его сын – Андрей же Тарковский. Фрагменты кинолент, поэзия и воспоминания о мастере будут чередоваться с музыкой Арво Пярта, Оливье Мессиана, Валентина Сильвестрова и Иоганна Себастьяна Баха. Баха Тарковский точно любил, это известный факт. Сильвестров и Пярт – любят фильмы Тарковского. Мессиан любил бога и птиц, но мы его любим не только за это.

21:30

Urban Music Hall, программа новой музыки «hand made»

Харьковский гитарный квартет

Orbital reverberance

Самый тихий концерт проекта. Будет много тихой и ритмичной музыки – ту, которую мы привычно называем «приятной» и «красивой», хоть это и растяжимая эстетическая категория. Харьковский гитарный квартет – те ребята, которыми Украина может гордиться. Они переиграли столько готовой музыки и попросили украинских композиторов написать столько новой, что стали важнейшим винтиком сложного гитарного механизма в Украине. Тихое окончание всей шумной программы новой музыки.

10 июня, 19:00

Одесская филармония. Закрытие фестиваля

Антонио Менезес (Бразилия-Швейцария, виолончель), Майкл Гуттман (Бельгия, скрипка), Алексей Ботвинов (Украина, фортепиано)

Если в программе классического фестиваля нет музыки Сергея Рахманинова, то, считайте, он не состоялся. Разумеется, так подло поступить с Odessa Classics организаторы не могли, а потому закрытие – это Рахманинов и только Рахманинов. Наслаждайтесь! Что приятно – на свет божий наконец-то вытащили изумительные его партитуры – Сонату для виолончели и фортепиано и Большое элегическое трио «Памяти великого художника». Те, кто слушает только второй и третий концерты классика, будут удивлены, как много у Рахманинова хорошей камерной музыки. Солирует роскошный бразильско-швейцарский виолончелист Антонио Менезес и любимец одесситов, скрипач Майкл Гуттман, как же без него.

Любов МорозоваЛюбов Морозова, журналістка, музичний критик
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram