
“Война бесконечности” появилась в пиковый и вместе с этим сложный для блокбастеров момент, когда фильмы, которые раньше рассматривались исключительно как аттракцион для отключения мозгов, должны выполнять массу функций, одновременно и развлекая, и комментируя повестку дня, и соответствуя высоко задранной предыдущими фильмами планке в плане изобретательности. Но этот вызов Marvel бросили сами себе, и единственный их конкурент тут – не жалующийся на обилие “Мстителей” Джеймс Кэмерон, и уж тем более не страдающие DC Comics, а соседи по студии Disney – “Звездные войны”.
Вслед за “Последними джедаями”, провозгласившими конец бесконечным победам “светлой стороны силы”, третьи “Мстители” сгущают краски. Не так буквально, как Райан Джонсон: по разнообразию режиссерских приемов “Мстители” серьезно уступают 8-му эпизоду “Звездных войн”. Но настроение задано: Мстителям придется противостоять не трикстеру Локи, не вялому герою Даниэля Брюля и даже не друг другу – Танос, чье появление нам анонсировали еще с 2012 года, наконец, вышел на первый план. И так вышел, что задвинул всех остальных, став не просто одним из самых интересных антигероев киновселенной, но и в целом главным героем “Войны бесконечности”. Что логично, учитывая количество супергероев, являющихся главными в своих фильмах и ныне не собирающихся уступать – на этом построена куча шуток и сцен в новом фильме.
“Война бесконечности” – это марвеловская “Империя наносит ответный удар”, – пишут критики на Западе, и они отчасти правы (плюс, утешает, что не мы единственные, кто притянул за уши сравнение с другой киновселенной). Нигде больше в марвеловских фильмах не было так много разговоров о семейных отношениях – их токсичности, болезненности и даже фатальности. Кто-то превращает это в шутку, кто-то – в аргумент в споре альфа-самцов, кто-то – в средоточие разодранной в клочья вселенной, которую нужно срочно привести в порядок. Именно этим и занимается Танос (Джош Бролин в своей первой роли антигероя в марвеловском комиксе в этом году – через месяц увидим его в “Дэдпуле 2”). Как и все диктаторы с претензией на визионерство, Танос считает, что нашел рецепт “спасения” и что геноцид – это “милость”. Его цель – собрать шесть камней Бесконечности, чтобы по щелчку пальцев воплотить собственную политическую программу, уничтожив ровно половину населения вселенной, избавив последнюю от перенаселенности. Никаких преференций, перед массовым уничтожением все равны, считает он.

Мстители, понятное дело, с этим мириться не хотят: вселенную нужно опять спасать. На этом этих мотивация заканчивается: в конце концов, до определенной степени нас уже с персонажами познакомили в предыдущих 18 сериях. Капитан Америка – благородный и принципиальный (но не сильно), Железный человек – умный и эгоистичный (но когда надо, пожертвует собой, и даже не раз), Брюс Бэннер умеет контролировать гнев и вытаскивать Халка, когда надо (все не так просто), ну и так далее. Прописать каждому из героев убедительную арку в сценарии этого фильма – задача не для этого хронометража, хоть он и составляет почти 2 часа 40 минут, поэтому Руссо разводят супергероев по группам и последовательно переключаются с одной локации на другую, тщательно выписывая каждую из сцен. Особняком стоит Гамора (Зои Салдана) из “Стражей галактики” – она, как мы помним, дочь Таноса, и у нее с ним своя предыстория, которая получит интересное развитие в фильме.
Так “Война бесконечности” стала не просто суператтракционом, который открывает летний сезон блокбастеров, а одним из лучших фильмов вселенной Marvel за эти десять лет, переплюнуть который будет очень сложно. В нем здорово сочетаются юмор и серьезные личные и вселенские драмы, и главное – соблюден баланс “ожидания vs. реальность”. Третьи “Мстители” – ровно то, что обещали в трейлерах. И ни граммом больше. Больше просто уже некуда.

И в этом проблема. В каком-то смысле, братья Руссо – идеальные для Марвел режиссеры, делающие ровно то, что сейчас нужно студии: фильмы, которые порадуют и детей, ассоциирующих себя с Питером Квиллом, и их родителей, которым больше по душе Тони Старк или доктор Стрэнж. Проблемы начинаются, когда дотошные взрослые начинают копать глубже: а о чем мы только что фильм посмотрели-то? Штука в том, что кроме хронометража и амбиции свести как можно больше супергероев в одной мизансцене, у Джо и Энтони Руссо нет признаков наличия режиссерского почерка. Да, они позволяют себе роскошь делать паузы в драматургически уместных моментах и, когда надо, давать крупные планы, но в целом “Война бесконечности” – это обычный, просто очень многоэтажный, бутерброд, где экшн разбавлен разговорами, а разговоры – экшном.
Но наличие режиссерского почерка не появится из ниоткуда, ему нужна определенность студии в том, что за историю они рассказывают. Пока что складывается впечатление, что Marvel пытается умоститься на всех стульях сразу – не приведи Тор пристать на какую-то радикальную позицию (вроде “родители Рэй – никто” и “в школу джедаев ходить необязательно и Сила может проявиться в ком угодно”), разозлив часть фанатов. Здесь кроется еще одна ловушка, которую расставили предыдущие фильмы, а угодила в нее “Война бесконечности”: это неопределенность в тоне повествования.
Мы все помним, каким бодрым и несерьезным был “Тор: Рагнарёк”. Так вот, “Война бесконечности” начинается приблизительно спустя несколько часов после одной из сцен, следовавшей за финальными титрами третьего “Тора”. “Immigrant Song” вперемешку с звуками синтезатора еще не успел утихнуть в ушах фанатов, а те же герои попадают в передрягу, чья тональность очень сильно контрастирует с предыдущей главой в их жизни. Этот контраст сбивает градус серьезности не только с того, что происходит в начальных сценах, но и с того, что будет дальше. Эмоциональные “американские горки” на этом не закончатся: в конце концов, конфликт намечается нешуточный, а истекающие контракты у основных актеров и серьезность противника намекают на то, что без фатальных исходов точно не обойдется. Тревожному времени – нешуточный конфликт, аналогии между Таносом и Трампом только начали появляться, а другие политические параллели – дело времени. Впрочем, на любую пугающую ассоциацию с реальным миром всегда найдется пара шуток про сусликов и отсылок к поп-культуре 80-х.
В прокате с 26 апреля.