ГоловнаКультура

Светлое будущее осталось в прошлом

В ноябре в галерее Красного корпуса КНУ имени Тараса Шевченко открылась персональная выставка Владимира Кузнецова "Прошивая опыт". Это первый проект Визуально-исследовательской платформы, которую курирует Константин Дорошенко. Основное направление этого проекта – поддержка диалога молодых специалистов на территории искусства. Поэтому кроме самой экспозиции, во время выставки проводились экскурсии и лекции при участии приглашенного куратора из Москвы Анастасии Шавлоховой. По словам куратора платформы, Константина Дорошенко, она создана, прежде всего, для свободного творческого процесса без политической агитации.

Работа Владимира Кузнецова
Фото: Facebook / ТВОЄ Місто
Работа Владимира Кузнецова

На выставке Владимир Кузнецов оказался совершенно беззащитным перед публикой, открыв для нее свои личные дневники – серия работ, представленных на выставке, так и называется: «Персональный дневник». Это выбранные страницы из ежедневника художника, перенесенные в технике вышивки на крупный формат. Основная тема работ – обращение к индивидуальной памяти человека как возможность по-новому осмыслить прошлое, в том числе и общее прошлое. Кроме сугубо личных зарисовок, на которых запечатлены телефонные разговоры («Привіт тобі з Артема!») или запутанные интимные отношения («Наші відносини»), в “Персональном дневнике” есть работы, затрагивающие актуальные и болезненные темы сегодняшней эпохи.

Одной из таких тем для Кузнецова становится Чернобыльская трагедия, эхо которой, звучащее из различных источников, до сих пор не теряет своей актуальности. Общественное внимание к этой теме часто остается в рамках сухого официоза, вынося личные трагедии отдельных людей за скобки. Кузнецов же переносит свои сильные переживания по поводу трагедии на ткань, буквально хирургическим способом прошивая и фиксируя эту боль. «Вшивание» своих представлений о Чернобыле на страницах “Персонального дневника” – это момент, когда общее горе становится личным переживанием, личной болью.

Оглядываясь на недавние события в Мыстецьком Арсенале, когда настенная роспись Владимира Кузнецова «Коліївщина. Страшний суд» была уничтожена куратором выставки Натальей Заболотной, художник мог бы создать отдельную серию на эту тему. Тактично избежав соблазна скандальности, Кузнецов не затрагивает эту тему и вообще – предстает перед зрителем беззащитным человеком, у которого есть свои страхи и переживания, не стесняясь этого. Художник оказался чувственным и ранимым, болезненно переживающим медийные фиксации своей неожиданной скандальности. В одной небольшой работе с лирическим незамысловатым текстом, автор бессознательно выражает страх перед цензором, страх перед невежественностью и грубостью.

Владимир Кузнецов, в свою очередь изобразил свою точку зрения на предмет выставки, чернуху, которая содержится исключительно в его голове. Я не могла пропустить это на выставку

— Наталья Заболотная, директор Мистецького Арсенала

Работа Ульяны Кузнецовой "День весны"
Фото: Facebook / ТВОЄ Місто
Работа Ульяны Кузнецовой "День весны"

Резонируя с апатичными работами внука, пестрая вышивка бабушки художника, Ульяны Кузнецовой, также выставленная в рамках “Прошивая опыт”, вызвала вполне предсказуемое восхищение у многих посетителей выставки. Наивные аматорские вышивки на популярные в советское время темы - «Мы за мир», «Весна», «Ленин» вызывают ностальгические чувства и умиляют детской наивностью.

Актуальность этих мотивов – давно в прошлом, остались лишь яркие, честные впечатления женщины, жившей в эпоху, когда люди верили в светлое будущее. Подобного рода народное творчество редко вызывает глубокий интерес, и скорее является артефактом эпохи «железного занавеса», но в данном случае выставка показывает степень доверияк жизни и веру в будущее бабушки, прожившей жизнь в одной из последних империй – Советской, и то, как этому относится внук, живущий в современной Украине. Былой оптимизм и страсть проживать жизнь, кажется, ушли навсегда.

Остался некий миф о советском периоде, не отработанный современным искусством. Это плохо, ведь неотработанные мифы имеют обыкновение превращаться в легенду и снова идеологизироваться.

— Виктор Сидоренко, куратор и художник

Работа Владимира Кузнецова, "Хорошо" (по мотивам работы Олега Голосия)
Фото: Facebook / ТВОЄ Місто
Работа Владимира Кузнецова, "Хорошо" (по мотивам работы Олега Голосия)

В этом плане интересны рефлексии Кузнецова на работы Олега Голосия и Виктора Пальмова – как реакция современного художника на творчество художников, у которых степень восторга к жизни сопоставима с тихой радостью Ульяны Кузнецовой. Преображая советский флаг в работе «Первое мая» Виктора Пальмова в украинский, а массовое празднество – в батальную сцену с жертвами, Кузнецов своеобразно и эмоционально перефразирует детали, в которых проявляется суть отличий восприятия. Изменение настроения в сторону невротического и отрешенного, в сторону отрезвления от действительности, в работах Кузнецова предвещает долгий период стагнации для каждого из нас. Это ясно чувствуется уже сейчас – застой социального и культурного роста, массовое унижение народа властью стали очевидны каждому. Светлое будущее осталось в прошлом.

Вышивка, традиционная для украинской культуры техника, уже давно закрепилась в сознании как архаичное и исключительно женское ремесло. Избрав именно эту технику, художник обращается к исторической памяти народа и косвенно затрагивает тему гендера. Нетрадиционный подход к устаревшим формам творчества, таким образом, открывает новые способы формальной и идейной выразительности.

На фоне бурных политических событий в стране выставка “Прошивая опыт” смотрится немного сонно и отстраненно. Но все же работы Кузнецов определенно, хоть и непреднамеренно, резонируют с революционными настроениями в обществе, вызванными массовыми протестами на Майдане. Именно такой подход к самовыражению, предложенный Владимиром Кузнецовым, кажется наиболее актуальным в эпоху перемен, когда личное перестает быть интимным.

Выставка проходит в галерее искусств главного корпуса КНУ им. Тараса Шевченко (улица Владимирская, 60) и продлится до 25 декабря.

Тетяна ЛисунТетяна Лисун, журналістка
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram