ГоловнаКультура

Лицом к лицу

Этот текст был написан до событий вчерашней ночи, когда “Беркут” разрушил баррикады на Майдане Независимости. Вчера ночью в центр города съезжались киевляне, несмотря на холод, несмотря на загоны “Беркута”, несмотря на двухдневное запугивание со стороны властей. Это только подтверждает основной тезис всех тех, кто поддерживает украинский протест: украинцы стали другими и уже никогда не будут такими, как прежде.

Фото: Дарья Бадьёр

Пожалуй, именно в таких условиях – постоянной практики содействия, солидарности и ежесекундного переосмысления происходящего (социальные сети, при всей их истеричности, все-таки этому способствуют) – Майдан становится (уже, в принципе, стал) идеальным условием для возникновение новых культурных проектов, институций, идей, которыми затем можно будет заразить всю Украину.

После протестов в 2004 году в Украине появилась группа “Р.Э.П”, члены которой стали влиятельными участниками процесса развития современного искусства. Появится ли в современном искусстве что-то новое после нынешних протестов – сказать сложно, но хочется верить, что молодые художники, не сказавшие пока еще своего веского слова, не израсходовали всю свою энергию на дискуссии в фейсбуке.

Самый заметный – пока что – проект культурной самоорганизации в рамках Евромайдана – это “Вавилон-13”, объединение кинорежиссеров, которые снимают короткие ролики про Майдан и выкладывают их на Youtube. Авторство роликов не указано, – по всей видимости, режиссеры сознательно отказались от того, чтобы раскрутить свои имена под шумок революции, а решили создать эдакую лабораторию, где поиски новых форм будут превалировать над маркетинговыми стратегиями.

По задумке, работа режиссеров на Майдане в итоге должна вылиться в документальный фильм об акции протеста – короткометражный или полнометражный. На этот, финальный, фильм ребята собирают деньги на Спільнокоште, а пока что снимают ролики своими силами.

В проекте объединились 40 режиссеров, за работой одного из которых – Юлии Гонтарук – мне довелось наблюдать в эту субботу. “Вавилон-13” снимал фильм о том, как молодые девушки пели песни бойцам, оцепившим проходы к Администрации президента на улицах Банковой и Лютеранской.

Юлия сняла один из самых популярных и удачных роликов проекта – “d-moll in kyiv city hall / d-moll у київській мерії”, количество просмотров которого перевалило за 25 тысяч. В нем девушка играет на белом рояле в здании Киевского горсовета, захваченного протестующими 1 декабря. Значение этого ролика трудно переоценить: в нем очень удачно сплелось все, что чувствует каждый, заходя в нынешний Киевсовет. Киевсовет, где раньше дерибанили землю и дрались с “Беркутом”, а теперь оказывают психологическую помощь, кормят бутербродами и дают выспаться в колонном зале. Возможно, в будущем там все так же будут дерибанить землю и драться с силовиками, но тот факт, что люди, занявшие здание во время революции, которая многими медиа на Востоке Украины и в России подается как игры безграмотных экстремистов, играли на рояле, дорогого стоит.

Как бы то ни было, украинские режиссеры получили уникальный материал для работы, от которого невозможно отказаться. Возвращая людям уверенность в том, что все, что происходит на Майдане, – не зря, они тем временем возвращают кинематографу одну из его сущностей – рассказывать истории о живых людях с живыми эмоциями, безотносительно политических подоплек.

На одном из митингов Евромайдана (еще когда их было два) на Европейской площади выступал Михаил Ильенко. Его вывели на сцену с комментарием вроде “представитель украинского поэтического кино, возрождения которого мы все так ждем”. Ильенко принялся зачем-то рассказывать о своем фильме “ТойХтоПройшовКрізьВогонь”, но было понятно, что ничего нового этот человек предложить уже не в состоянии. Как и поэтическое кино, впрочем.

“Вавилон-13”, взявший название по аналогии со знаменитым “Вавилоном ХХ” Ивана Миколайчука, возможно, сделает для украинского кино больше, чем Госкино за все три года его активной работы. Сама идея такого проекта и понимание того, что на базе этого кажущегося хаоса из идей, людей и настроений можно построить что-то новое и интересное, – очень хороший симптом для украинского кино, очень часто рассказывавшего о чем угодно, только не о живых людях и их жизнях.

В первые дни протестов в Киеве мы запустили проект “КультМайдан”, в рамках которого записывали ответы художников, музыкантов и писателей на два вопроса, тогда казавшиеся самыми главными: “Почему европейский выбор?” и “Почему нужно лично выходить на Майдан?”. Это было до разгона 30 ноября. После разгона (и событий в ночь на 11 декабря - прим.) все изменилось, сообщество людей, вышедших на Майдан, повзрослело за одну ночь. Теперь мой единственный вопрос к художникам (художникам в самом широком смысле этого слова): что вы можете предложить новой реальности и новому зрителю, который вместе с вами греется у костров на Майдане? Вопрос о том, должно ли искусство зависеть от зрителя, по-прежнему остается открытым, но тот факт, что зритель после этой революции будет совсем другим, мне кажется, стоит обсудить.

Ваши зрители (читатели, посетители ваших выставок etc.) – это не люди, стоящие в загоне в Мариинском парке, не бабушки, которые смотрят репортажи Первого национального, и даже не радикалы, разгромившие памятник Ленину. Ваши зрители – это те, кто носит одежду на Майдан, режет бутерброды в Киевсовете и охраняет ночью баррикады. Это серьезные люди, которых однажды очень сильно разочаровали. Не нужно их больше подводить.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram