ГлавнаяКультура

Коллекционеров выгоняют в тень

25 марта на сайте Верховной Рады был опубликован проект закона № 2616 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно противодействия незаконным раскопкам и ограничения гражданского оборота археологических предметов». Авторами законопроекта являются представители трёх фракций оппозиции – Вячеслав Кириленко («Батькивщина»), Мария Матиос (УДАР), Богдан Бенюк («Свобода»), а также внефракционный депутат Олесь Доний.

Юрий Покрас Юрий Покрас , Вице-президент Украинской ассоциации «Реликвия» Национальной академии наук Украины, коллекционер

Фото: Макс Левин

До рассмотрения украинским парламентом положений указанного проекта, хочу остановиться на некоторых аспектах украинского антикварного рынка и коллекционирования предметов материальной культуры, в частности древностей (в документе – «археологических предметов»).

Законодательство большинства развитых стран мира на протяжении последнего столетия всячески способствует созданию частных коллекций. Это – отсутствие или упрощение таможенных ограничений по ввозу-вывозу предметов старины, налоговые льготы в бизнесе владельцам коллекций, создание частных музеев, фондов, разрешение любительских поисков вне территорий, признанных охраняемыми памятниками археологии и проч.

За годы независимости Украины на рынке антиквариата сложилась ситуация, когда большинство достойных предметов старины уже «покинули» пределы страны, и осели в зарубежных коллекциях, а их место в основном заняли произведения украинской живописи и прикладного искусства второй половины 20-го века, к сожалению, не мирового, а в лучшем случае местного значения. Причин этому несколько, основные, на мой взгляд, это отсутствие настоящей культурной элиты, имеющей средства на приобретение предметов старины, пропаганды коллекционирования предметов культурного наследия, поощрительного законодательства и т.п.

Все строгие меры, предлагаемые в проекте закона о культурном наследии, призваны, в первую очередь, дать по рукам «черным археологам». Из-за их деятельности Украина теряет очень многое.— Михаил Кулиняк, экс-министр культуры

Однако, хочу подчеркнуть, что на сегодня в Украине все же существуют десятки (к сожалению, не сотни) серьезных частных коллекций и несколько частных музеев имеющих в своем распоряжении собрания древностей различных направлений (трипольская культура, античность, средневековье и др.). Предметы из этих собраний в большинстве открыты, опубликованы, исследованы и внесли и продолжают вносить неоценимый вклад в украинскую историческую науку. Сразу хочу заметить, что принятие рассматриваемого законопроекта однозначно переводит владельцев подобных собраний в разряд «недобросовестных владельцев».

Теперь несколько слов, на мой взгляд, о причинах возникновения рассматриваемого законопроекта. К сожалению, часто предметы старины, находящиеся на рынке, подвергались необоснованной, безумно завышенной оценке, не имеющей ничего общего с реальной стоимостью вещей. Цель – обыкновенный обман при продаже, получении залога и т.п. Возникли абсолютно ненаучные (мошеннические) методики оценки предметов старины, которым, несмотря на полную абсурдность и совершенное незнание предмета оценки, даже обучают студентов в некоторых «академиях» и «институтах». Это в свою очередь привело к созданию устойчивого мифа даже не о миллионах, о миллиардах долларов, находящихся в распоряжении частных коллекционеров. С подачи недобросовестных участников рынка этот миф, к сожалению, активно поддерживался СМИ, что и привело к созданию нынешнего законопроекта.

Фото: white-fang-3.narod.ru

Теперь, необходимо остановиться на некоторых положениях рассматриваемого законопроекта. Именно на некоторых, т.к. в целом проект абсурден, не соответствует Конституции Украины, Действующему Законодательству, мировой практике и проч.

Археологическими предметами считаются движущиеся предметы, атрибуция и интерпретация которых требует применения или использования методов или знаний археологии. Частный коллекционер не обязан обладать указанными знаниями и методами (!), следовательно, никоим образом не может отнести свои экспонаты к категории «археологических предметов».

Не считаются археологическими предметами предметы, возраст которых менее 300 лет на время проведения атрибуции и интерпретации, а также предметы живописи, книгопечатания и рукописи. Выходит, что 300-летние предметы культа, старинные монеты, медали, антикварное оружие, мебель, прочие предметы старины, передающиеся из поколения в поколение и никогда не побывавшие в земле автоматически относятся в ранг «археологических предметов» (!)

Владельцем археологических предметов негосударственной формы собственности, за исключением ввезенных на территорию Украины на законных основаниях, могут быть исключительно физические лица. Следовательно, исходя из логики составителей документа, на Украину можно ввозить предметы их разграбления памятников археологии других стран и составлять коллекции?

Почему владельцами коллекций могут быть только физлица? Чем не угодны владельцы коллекций, находящихся в распоряжении частных предприятий различных форм собственности?

Археологические предметы негосударственной формы собственности, за исключением ввезенных на территорию Украины на законных основаниях, подлежат государственной регистрации на основании государственной археологической экспертизы, проведенной органами охраны культурного наследия. Таких органов, не существует! И создать их невозможно. Нет не только в Украине, но и во всём мире необходимого количества специалистов, для проведения подобной «экспертизы». При желании, коллекционеры, да и просто владельцы находок, предоставят для регистрации сотни тысяч ничего не значащих предметов из земли, попросту выброшенных нашими предками.

Лица, обладающие археологическими предметами, не заявленными к регистрации, считаются недобросовестными приобретателями (владельцами). Да, но до проведения «экспертизы» предметы не обладают статусом «археологический». Хочу заметить, что для придания предмету указанного статуса необходимо доказательство его фактического происхождения с территории зарегистрированного памятника археологии, а не из леса, поля, помойки и проч.

Фото: www.oldpoisk.ru

Археологические предметы негосударственной формы собственности подлежат денежной оценке по нормативам и методиками, которые утверждаются Кабинетом Министров Украины, и налогообложению в соответствии с законодательством Украины. Загоняя окончательно в тень владельцев коллекций, данный проект способствует вывозу предметов контрабандным путём за пределы Украины.

Государственная археологическая экспертиза осуществляется по всем археологических предметов негосударственной формы собственности, за исключением ввезенных на территорию Украины на законных основаниях.Главной задачей государственной археологической экспертизы атрибуция и интерпретация предмета, выяснения обстоятельств и условий его находки, связи с вероятным культурным слоем или археологическим объектом или памятником, доказывания законности и правомерности действий или объективности процессов, приведших до находки (в том числе, доказательства, что появление находки не была связана с поиском археологических предметов). Если возможность случайности находки не доказана или не может быть доказана экспертным исследованием, предметы подлежат изъятию в пользу государства.

Презумпция невиновности в Украине отменяется? Частная собственность тоже? Как можно «доказать случайность находки»? Абсурдное положение.

Археологические предметы, заявленные на регистрацию в течение года со дня вступления в силу настоящего Закона, не подлежат государственной археологической экспертизе. Это как? Владелец любой мусор может зарегистрировать? В чем же смысл «экспертизы»? Никакой науки тут нет, заявил свои предметы, оценил, заплатил налог и всё?

Археологические предметы негосударственной формы собственности решению суда могут быть отчуждены в пользу государства в случае необеспечения режима содержания или хранения. Т.е. надо привести частные хранилища в то ужасающее состояние, в котором находится большинство государственных музеев?

Если изменение владельца происходит путем продажи, государство имеет приоритетное право на приобретение археологических предметов. Продажа другим лицам разрешается исключительно при условии письменного отказа государственного музейного учреждения, где зарегистрирован, на приобретение. Никогда государственное музейное учреждение не возьмёт на себя ответственность отказаться от приобретения даже за неимением средств.

Лицо, обнаружившее клад, за исключением археологического сокровища, приобретает право собственности на него». То есть, государство отказывается от 75% и более стоимости клада?

Статья 298. Незаконное проведение поисковых работ на объекте археологического наследия, уничтожение, разрушение, порча или повреждение памятников культурного наследия, незаконный поиск археологических предметов

1. Незаконное проведение археологических разведок, раскопок, других земляных или подводных работ на объекте археологического наследия –

наказываются штрафом до ста необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Умышленное уничтожение, разрушение, порча или повреждение памятников культурного наследия или их частей…

статью 92 изложить в следующей редакции:

«Статья 92. Нарушение требований законодательства об охране культурного наследия

Нарушение требований законодательства об охране культурного наследия:

- уклонение от подписания охранных договоров на памятники культурного наследия или археологические предметы негосударственной формы собственности;

- нарушение режима использования памятника культурного наследия или условий охранного договора на археологические предметы негосударственной формы собственности;

- нарушение режима историко-культурного заповедника или историко-культурной заповедной территории;

- проведение ремонтных, реставрационных, реабилитационных работ на памятниках культурного наследия, изменение назначения памятника культурного наследия, его частей и элементов, осуществление надписей, меток на ней, на ее территории и в его охранной зоне без письменного разрешения соответствующего органа охраны культурного наследия ;

- уклонение от передачи в установленном порядке найденных во время археологических разведок, раскопок движимых предметов, связанных с недвижимыми объектами культурного наследия, на постоянное хранение в музеи (государственные фондохранилища), в которых хранятся музейные предметы и музейные коллекции, являющихся государственной собственностью и относятся к государственной части Музейного фонда Украины;

- уклонение от государственной регистрации археологических предметов негосударственной формы собственности -

- влечет наложение штрафа на граждан от пятидесяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц - от ста до ста пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан ";

Вот самая главное и не противоречащее здравому смыслу положение законопроекта. Нельзя грабить памятники ни с металлодетектором, ни с киркой, ни с лопатой. Это, по моему мнению, обыкновенное воровство и оно должно быть наказуемо. А охранять недвижимые объекты исторического, археологического и культурного наследия должны те, кому они принадлежат, т.е. государственные организации.

Поиск любых предметов на местах с отсутствующим или разрушенным с/х работами, строительством и проч. хозяйственной деятельностью культурным слоем необходимо всячески поощрять, как исключительно полезную деятельность по спасению пропадающих предметов исторического наследия, пускай и попадающих в частные коллекции, но рано или поздно вводимых в научный оборот. Ни для кого не секрет, что украинская и мировая наука значительно шагнула вперёд благодаря деятельности поисковиков-любителей, возвращающих из небытия памятники культуры с мест и территорий, совершенно неперспективных с точки зрения официальной археологии.

Юрий Покрас Юрий Покрас , Вице-президент Украинской ассоциации «Реликвия» Национальной академии наук Украины, коллекционер