ГоловнаКультура

Вольфганг Флюр: «Я был роботом»

Вольфганг Флюр: «Я был роботом»

Вольфганг Флюр — барабанщик легендарных пионеров электронной музыки Kraftwerk, создатель одного из первых в мире электронных барабанов перед своим выступлением в Киеве пообщался с LB.ua в винил-шопе Diskultura о своих литературных начинаниях и поделился видением будущего электронных технологий.

Ваша новая книга, «Возле меня» которая вышла совсем недавно, уже не первая ваша публикация. Вашим самым известным литературным произведением остается книга «Я был роботом», в которой вы рассказываете о времени, когда вы были частью Kraftwerk. О чем же ваша новая книга?

Приятно слышать, что вы уже знаете о выходе новой книге, хотя это случилось, на самом деле, совсем недавно. Эту книгу я написал в соавторстве со своей женой, которая прямо сейчас снимает нас на камеру. Эта книга, в отличие от «Я был роботом», никак не связана с музыкальной культурой. Моя новая книга о рейнцах — немцах, которые живут в городах, расположенных на самой большой реке Германии Рейне.

Рейн так же важен для немцев, как и Днепр для украинцев. Рейн важен для меня, прежде всего потому, что на его берегах образовался, начал расти и нашел свое специфическую романтическое звучание Kraftwerk. В общем, Рейн сопровождает меня всю жизнь.

Моя новая книга — это сборник новел, которые содержат в себе мои наблюдения за рейнцами. А рейнцы — очень специфический народ, должен вам сказать. В итоге у меня получилось 16 гротескных новел о рейнцах. Кстати, совсем скоро этот сборник выйдет в формате аудио-книги.

Если мы уже заговорили о литературе, то нельзя не вспомнить самого известного персонажа немецкой литературы с барабаном в руках — Оскара Мацерата из романа «Жестяной барабан» нобелевского лауреата Гюнтера Грасса. В романе, своим барабанным стуком Оскар мог значительно влиять на окружавших его людей. Этот герой близок вам?

— О, да! Я очень люблю «Жестяной барабан» — и сам роман, и его оскароносную экранизацию. Вы правы, барабан маленького Оскара Мацерата наделал немало дел, точно также и мой электронный барабан имел определенное влияние на слушателей Kraftwerk. И это то, что роднит меня с литературным героем.

Кроме того, как и все барабанщики — мы имеем особый успех у женщин. В целом, сколько я себя помню, я всегда занимался своим любимым делом — играл на барабанах. Хотя в последнее время, к сожалению, делаю это все реже. В Киеве хоть и не буду играть на ударных в Саливан Руме, но представлю свой музыкальный вкус публике.

Продолжая тему барабанов, стоит упомянуть, что в 1973 году вы вместе с Флорианом Шнайдером занимались разработкой, по сути, первого в мире электронного барабана, который во многом определил звучание Kraftwerk и дал большой толчок развитию цифровой эволюции. Процессу, который продолжается до сих пор, и порой приобретает самые странные формы, как например разработка Serato (программа-эмулятор виниловых проигрывателей, позволяющая играть с двух специальных пластинок любой трек в цифровом формате): с одной стороны, это возвращение к корням, — ты играешь на «пластинках», с другой, — это по-прежнему цифровое устройство. Как вы оцениваете результаты процесса, которому в свое время вы дали стартовый импульс?

— Я всегда старался идти в ногу с этим процессом. Я прошел шаг за шагом все этапы смены форматов: сначала были шеллаковые пластинки, потом появился винил, аудио-кассеты, CD, а затем и mp3. Естественно, прогресс не удержать, и он продолжает набирать обороты. Да и в целом, я всегда был сторонником развития цифровых технологий, которые, безусловно, очень сильно повлияли на Крафтверк. Но нашу тогдашнюю ситуацию с сегодняшней тяжело сравнить — в то время слишком многих необходимых нам прибором не существовало, поэтому нам ничего не оставалось, кроме как создавать их самим.

То ли дело сегодня — все вокруг имеют при себе крошечные цифровые устройства, такие, как iPhone или ноутбуки. Сегодня, например, я не буду играть с винила, а взял с собой только два лэптопа.

То есть, против «лэптоп-диджеев» вы ничего не имеет?

—Конечно, нет! Ведь я теперь, по сути, тоже «лэптоп-диджей». Мне чаще всего просто не хочется тягать за собой такую тяжесть, как винил, ведь я уже не так молод. Да и пара ноутбуков сама по себе весит килограммов шесть. И более того, я бы с удовольствием еще больше облегчил себе задачу, если бы начал играть музыку на своих выступлениях с iPad. Надеюсь, что во время моего следующего визита в Киев я буду ставить треки с планшетника. Одним словом: техника навсегда!

Тринадцатого октября в мюнхенской галереи «Ленбаххаус» открылась совершенно новая по своему формату выставка 3-D видеоматериалов о группе Kraftwerk. Вы уже успели посетить эту экспозицию?

— К сожалению, еще нет. Все из-за того, что в последнее время я очень много путешествую, и не успеваю следить за всем, что происходит у меня дома, в Германии. Но, как только я окажусь в Мюнхене, я обязательно схожу на эту выставку.

Нам стало известно, что сегодня ваше выступление собирается посетить вокалист молодой популярной группы IAMX Крис Корнер. Как часто вы сотрудничаете с молодыми талантами?

— В общем-то, я делаю совместные проекты только с молодыми музыкантами. После того, как я ушел из Kraftwerk, занялся своим сольным проектом Yamo. Так, например, в создании дебютного альбома «Time Pie» моего сольного проекта мне помогали ребята из группы Mouse On Mars. После этого я сотрудничал с дочерью Ганса Еркендаля из группы The Mobile Homes. Вместе с ней мы записали несколько песен. Еще я работал с Боном Харрисом из британской группы Nitzer Ebb, которая сопровождала Depeche Mode во время их недавнего европейского турне. Для этих ребят я придумал слова песни и записал их вместе с ними в студии. Они играют довольно агрессивный EBM — electro body music, стиль, который меня очень интересует в последнее время. В этом стиле мне нравится электронный напор — то, что было нехарактерно для моей музыки времен Kraftwerk, но то, что мне всегда так нравилось. 

Работа с молодыми музыкантами для меня — большая радость, потому что во время совместного творческого процесса мы можем соединить воедино их музыкальность и мой опыт. Так рождается прекрасный симбиоз.

Филипп МарковичФилипп Маркович, музыкальный критик
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram