Я подумал о другом: удивительно, но вопросы толерантности и взаимопонимания у нас до сих пор не решены как раз в рамках одной, самой многочисленной и самой влиятельной церкви в стране - православной.
Вот довелось мне как-то побывать в соборе Св. Петра в Риме. Впечатление от него, скажу я вам, просто фантастическое! Пришёл я туда к самому открытию, было 7 часов утра, ни туристов, ни зевак - лишь молчаливая охрана, на боковых служебных входах красавцы швейцарские гвардейцы, несколько священнослужителей разных рангов и я, ничтожный атеист с Украины. Да, именно таким я ощущал себя, когда медленно и смиренно бродил ещё пустыми, но неизмеримо величественными пространствами Браманте, Рафаэля и Микеланджело.
Так вот, сдерживая желание перекреститься, невольно подумал я тогда и об Украине, вернее, о состоянии её церковных дел. Конечно, и в католицизме не всё так просто, скандалы и разоблачения время от времени сотрясают и его. Но, всё-таки, уже не одну сотню лет эта церковь сохраняет своё внутреннее единство, умудряясь каким-то образом договариваться, идти на допустимые компромиссы и терпеливо приспосабливаясь к реалиям времени.
У нас же всё не так. Наше восточное христианство имеет в Украине уже не одну, а целых три мощные православные ветви. Хорошо это или плохо? Большинство считает, что плохо. Очень плохо. И не только потому, что этих ветвей три, а не одна могучая, как могло бы быть, а потому, что они давно не дружат между собой и, уже не скрываясь, открыто не любят друг друга. Вместо того, чтобы молиться одному Богу, читать одни Книги, помогать друг другу жить в любви, в гармонии с окружающим миром и самим собой, они без устали и до хрипоты спорят, кто каноничный, а кто нет, кто раскольник и самозванец, а кто коллаборационист и чужая подстилка, кто кому подчиняется, кому что принадлежит и кто на чьей территории…
Грустная, доложу я вам, картина получается, - бесперспективная и опасная для общества, наэлектризованного неутихающими политическими распрями и продолжающейся экономической неразберихой. Того и гляди, ситуация выйдет из-под контроля, и тогда быть беде. Так кому же, как не церкви, с её способностью гармонизировать и смягчать общественные психозы, взяться и сосредоточиться на решении именно этой, важнейшей в наше кризисное время задаче? Но нет, к сожалению, именно эти три церковные православные структуры придают нынешней непростой обстановке в стране дополнительный нервозный фон и стойкое ощущение пугающей разобщённости у миллионов украинских верующих.
Как же можно объединить православных и православие в Украине? Человеку постороннему трудно понять не декларируемые, а истинные причины конфликта. В религиозных ли догмах она? В устоявшемся ли консерватизме отдельных церковных структур? В неповоротливости ли мышления влиятельных её членов? Возможно. Но это, судя по всему, не всё и не главное.
Невольно закрадывается крамольная мысль о материальных причинах расширяющихся военных действий. Приходы, епархии, монастыри, братства, миссии, духовные учебные заведения... Земля, предприятия, свечи… Для кое-кого это ещё и «крестильно-похоронный кооператив»… Миллионы и миллиарды гривен, рублей, долларов… Жадность, зависть… И побеждающая здравый смысл гордыня!..
Есть, безусловно, причины и политические. Любая светская власть желает иметь под собой авторитетную идеологическую структуру, чтобы комфортно и более эффективно управлять собственным народом. Ведь это не только верующие, но временами ещё и многомиллионный электорат. А для этого надо жёстко, но аккуратно контролировать национальную церковь. И тут власти снова с удовольствием пользуются бесценным опытом СССР!..
Так что стоит ещё хорошенько подумать, а не будет ли обещанное объединение церквей чревато превращением оной в чей-либо могущественный, но карманный, пропагандистский аппарат, наподобие приснопамятного идеологического отдела бывшей советской КПУ? Достаточно ли такая централизованная и мощная структура будет сегодня самостоятельна в принятии решений и выборе целей? Скажу честно, очень я в этом сомневаюсь.
Но, тем не менее, попытки объединения продолжаются. Недавно патриарх Кирилл предложил УАПЦ, одной из ветвей украинского православия, присоединиться к Русской православной церкви: «Вы сохраняете за собой автокефалию, то устройство, которое вы имеете, все ваши церкви, средства будут в вашем распоряжении, единственное - будете присутствовать на соборах владыки Владимира Сабодана».
А вот диалог с УПЦ (КП) сторонники Блаженнейшего митрополита Владимира согласны начать только после возврата «раскольниками захваченных силой храмов, соборов, монастырей, епархиальных центров и учебных заведений, и отстранения от участия в переговорах патриарха Филарета. Самозванцы должны покаяться и вернуться в лоно матери церкви», говорят они.
Сам же Патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет тоже стоит на своём: «Мы пытаемся создать в Украине одну православную церковь. Я уверен, что такая церковь в Украине будет. Рано или поздно мы объединимся и будем вместе прославлять воскресшего Христа, но будем прославлять его в независимой церкви, в поместной, а не в Российской церкви".
Вот в таких пререканиях и ультиматумах проходят годы. Паства (народ) разобщена и деморализована. Но что-то я очень сомневаюсь, что в стране это кого-нибудь особенно беспокоит.
Так что в среднесрочной перспективе объединение (слияние) украинских православных церквей, в любой конфигурации и на разумных, реалистичных условиях, похоже, вряд ли возможно. И нынешнее устойчивое и вяло конфликтное статус-кво, скорее всего, сохранится ещё на годы.
Так где же выход? Что же теперь, всем сидеть, сложа руки и ждать конца?
Вот тут, позволю себе немножко пофантазировать и посмотреть на проблему шире. Выйти, так сказать, к простым мирянам, за рамки закостенелых обид, конфликтов и проблем клира. Просто вместе с ними о них же и помечтать.
Допустим, что в сложившихся геополитических реалиях физическое, буквальное строительство объединённого украинского православия сегодня невозможно. Допустим. Но тогда может самим мирянам стоит, наконец, подумать сначала о его фундаменте, тоже о всеобщем единении, но единении - духовном? Ведь не зря же мудро писано в Книгах: «Истинное единение возможно лишь Духом Святым – духом смиренномудрия и любви». Так покажите ближнему свою любовь к Богу, проявите сами, если вы истинно верующие христиане, «смиренномудрие и любовь», и возьмите дела украинской соборности в свои руки! Ведь не крепостные же вы, в конце концов! И тогда духовное объединение всех верующих украинцев, вопреки амбициям их церковноначалия, станет абсолютно реальным!
И не в том виде, которым они сегодня пугают прихожан, а на основе общего Бога, общей любви и общей страны. И не в известном клубно-келейном формате по принципу «наш – не наш», «свой - чужой», а с демократичным представительством мирян всех церквей и общин, позиционирующих себя как православные. Это может иметь вид некой церковной «конфедерации» верующих. Или «духовного союза» православных прихожан. А почему бы и нет? Ведь нынешняя проблема украинского православия заключена не в самой вере православной, а в кризисе её церкви и в способах управления ею.
И вот что ещё важно. Стремясь к нелукавой украинской соборности всегда нужно помнить о принципе, который замечательно сформулировал в свое время Блаженный Августин: «В главном – единство, в спорном – свобода, и во всем – любовь». И если духовное объединение верующих украинцев (да и не только верующих) будет происходить именно таким образом, то почему бы, в конце концов, на радость общему делу, в обозримом будущем ему не состояться?.. А будет объединение духовное – даст Бог, когда-нибудь, если захотим, придёт и всё остальное.И всем людям в Украине жить от этого станет только легче. В т.ч., представьте себе, и атеистам.