В 2007 году известный польский кинорежиссер, лауреат «Оскара» Анджей Вайда снял художественный фильм «Катынь». Он пытался представить взгляд на трагедию глазами женщин, ожидающих возвращения своих мужей, отцов, сыновей, братьев. После просмотра фильма зритель выходит не столько возмущенный преступлениями каких-либо политических режимов, сколько растроганный превратностью человеческих судеб. Трагизм личностной истории здесь важнее, чем драматический исторический эпизод в судьбах народов или стран.
Но этот фильм массовый зритель на территории бывшего СССР увидеть не может. С демонстрацией «Катыни» действительно получается какая-то детективная история. Владельцем прав на показ ленты является польское общественное телевидение TVP, именно эта структура и занимается продажей фильма зарубежным дистрибьюторам. Вот только купившие фильм как-то не спешат его демонстрировать, чтобы возвратить себе потраченные деньги и заработать дополнительные. Первым «недоразумением» стал тот факт, что фильм Вайды не вышел на экраны в России до конца 2008 года, как это предусматривал договор с дистрибьюторской фирмой New Media Distribution Company, которая принадлежит рассоренному с Кремлем бывшему российскому олигарху Владимиру Гусинскому. На данный момент «Катынь» в РФ смогло увидеть только ограниченное количество зрителей во время закрытых одноразовых показов в шести городах страны.
Но если «массовый непоказ» «Катыни» в России можно бы списать на враждебную позицию Кремля, то по поводу отсутствия этого нашумевшего фильма на экранах и телеэкранах других стран бывшего СССР уже возникают вопросы. Права на показ фильма Вайды в Украине выкупила компания В&Н. Но запланированный на март 2009 года запуск картины в украинский прокат так и не состоялся. Проблема в том, что владелец В&Н г-н Батрух купил право показа фильма в киносетях на электронных носителях, что не предвидит показа по телевидению. Это «пробел» был мгновенно заполнен фирмой г-на Гусинского. Оплошность г-на Батруха создала ему немало проблем. Дело в том, что «Катынь» - это не боевик, не блокбастер, не сайнс-фикшн и крупных кассовых сборов в кинотеатрах, скорей всего, не принесет. А вот на перевод, озвучку, изготовление копий и рекламную кампанию нужны немалые средства. Выходом из ситуации могла бы стать перепродажа права показа на фильм телеканалам, но увы...Если В&Н не найдет спонсоров для запуска в кинопрокат, то неизвестно, когда украинский зритель увидит «Катынь».
Эта история была бы менее похожей на детектив, если бы подобные проблемы не встретили фильм Вайды и в некоторых европейских странах. Например, во Франции, где право показа «Катыни» у TVP купила известная французская дистрибьюторская компания, но вместо запуска фильма в прокат перепродала права малоизвестной «международной» фирме, которая тоже последовательно использует свое право «непоказа». Проблемы с демонстрацией «Катыни» для массового зрителя возникли и в Италии. Представитель итальянской дистрибьюторской фирмы Movimento Film Марио Маззаротто в интервью газете Il Giornale намекнул, что проблемы связаны с коммунистическими симпатиями людей, отвечающих за сферу культуры в Италии.
Как бы там ни было, но факт остается фактом. Накануне и в дни очередной годовщины Победы зрители на всем постсоветском пространстве опять получили возможность просмотреть по ТВ и в кинотеатрах множество фильмов о непобедимости Красной армии, о героизме советских партизан, о доблести войск НКВД, о храбрости СМЕРШа... В то же время местом для просмотра картин о военных преступлениях коммунистического режима остаются только закрытые презентации, маргинальные кинофестивали и маленькие киноклубы.