РС неоднократно рассказывало о конфликте вокруг TBi и ситуации на этом канале. Вот как на вопросы РС отвечает Виталий Портников:
– СМС-сообщение не содержит конкретных претензий, это сообщение с грубой бранью в мой адрес. И я должен сказать: надеюсь, что, возможно, это не сам господин Кагаловский писал, может быть, кто-то воспользовался его телефоном для такого рода сообщения. Потому что я плохо себе представляю, чтобы тот человек, которого я знаю, выражался бы такой площадной, грубой бранью, и обещал поставить меня "на счетчик". Это вообще очень странное выражение из 1990-х годов. Я не нахожусь ни в каких финансовых и ни в каких бизнес-отношениях с господином Кагаловским. Сейчас в разгаре конфликт вокруг собственности телеканала TBi, я по поводу этого конфликта всегда выражал одну и ту же позицию: журналисты не должны быть фигурантами бизнес-конфликтов. Стороны, которые в этих конфликтах участвуют, должны обеспечить журналистскому коллективу нормальную работу и возможность выражать собственное мнение. В тех условиях, в каких сейчас оказалось украинское телевидение, мы – практически последний телевизионный канал, который не связан никакими обязательствами с властью. Для меня это очень важно, и я очень хотел, когда этот конфликт начался – конфликт между пригласившим меня Владимиром Гусинским и Константином Кагаловским, – сохранить эту возможность.
Конфликт Гусинского и Кагаловского прошел мимо журналистов, и я за это благодарен обеим сторонам. Гусинский не задавал никаких вопросов относительно позиции оставшихся на канале журналистов, более того, мы продолжили сотрудничество с Гусинским на других медиаплощадках в Украине. Я считаю, что это и есть суть образцовых взаимоотношений между медиаинвестором и журналистским коллективом. Но в TВi, к сожалению, урегулировать конфликт не получилось, некоторые журналисты ушли с канала, другие остались. Я считаю, что обе позиции имеют право на существование, но они никак не касаются вопросов собственности, никак не касаются судебных разбирательств, которые должны проходить мимо журналистского коллектива. Учитывая то, что Кагаловский неоднократно публично говорил о своих близких отношениях с властью, я вполне допускаю, что СМС с номера его телефона вообще не связано с TВi и с бизнес-проблемами. Власть, которая сейчас боится напрямую угрожать независимым журналистам, таким образом использует ситуацию, чтобы заставить нас "закрыться". В любом случае, даже если это сообщение с нецензурным текстом было отправлено самим Кагаловским, власть его подставила.
– Какова сейчас формальная позиция Кагаловского на канале TВi и какова ваша позиция?
– Господин Кагаловский, насколько я знаю, ведет судебные процессы относительно возврата собственности, которую он считает незаконно захваченной. Эти судебные процессы происходят и в Украине, и в Великобритании. Он называет целую группу "захватчиков", в том числе своего бывшего бизнес-партнера, господина Альтмана, а также других лиц, которые сейчас работают на телеканале или на различных предприятиях, аффилированных с телевизионным каналом. Вся собственность канала, к нашему изумлению, была "записана" на различных оффшорных фирмах, у которых нет прямого собственника, и поэтому судам приходится верить на слово тем, кто называет себя собственниками и предоставляет или не предоставляет этому соответствующие подтверждения. Сейчас я говорю то же самое, что говорил до того, как канал перестал напрямую зависеть от господина Кагаловского; то же самое, что говорил тогда, когда собственником канала был господин Гусинский, – я выражаю собственное мнение, я веду итоговую аналитическую программу. Я ни тогда, ни в период пребывания Кагаловского бенефициаром канала никаких указаний и советов, как эту программу делать, не получал, и я уверен, что получать не буду. Как вы понимаете, я и дня не проработаю на телевизионном канале, где попробуют ввести цензуру.
– У вас нет финансовых интересов, кроме зарплаты, на этом телеканале? Вы не являетесь собственником акций канала, не являетесь одним из его совладельцев?
– Нет, я не являюсь одним из совладельцев канала, на канале я - наемный работник. Я являюсь одним из четырех совладельцев фирмы "Инфо-24", на ней всего лишь зарегистрирован товарный знак канала TВi.
– Если предположить, что угроза в ваш адрес направлена все же от Кагаловского, чего он от вас добивается? Хочет вас запугать, он хочет, чтобы вы закрыли свою программу?
– Я этого не понимаю. Если эти угрозы исходят от власти, то их содержание мне ясно: они хотели бы, чтобы я замолчал. Сейчас журналистов, которые что-то говорят, в Украине очень мало. Если эти угрозы исходят от господина Кагаловского и не касаются моей журналистской деятельности, мне трудно понять, чего он от меня добивается, потому что я никакого влияния на происходящее вокруг TВi не оказываю, – сказал РС Виталий Портников.
Номер телефона, с которого Виталий получил СМС-сообщение с угрозами, переключен в режим автоответчика. Голос хозяина аппарата, впрочем, довольно характерен.
Андрей Шарый, Радио Свобода