2-го мая пополудни вышла я провести знакомого, булочку на поздний свой завтрак купить… Подхожу к «Соборке» (Соборная площадь, - центр центра, конец Дерибасовской), уже короткий квартал до супермаркета «Афины» остался… а оттуда звуки петард доносятся. Знаете, тут, у нас, как во всякой бедной страны что ни день, то праздник: то религиозный, то коммунистический. Второе мая всё же. Но запах… неприятный такой, (ещё?) незнакомый, но заставил быстро догадаться, «що тут якийсь негаразд». Люди стоят, внимательно так всматриваются, некоторые с жовто-блакитными флагами. Журналисты с камерами.
Потом эти люди, побежали вглубь площади… О! Вот это да! Неужто?! «Да-да!» и «Неужто!», - это самое здесь, не в кино, не по телеку или в и-нете. Решила подойти ближе, очки надела. Выстроился кордон спецназа, а в конце того недлинного квартала другой кордон, откуда продолжают бросать свето-шумовые гранаты, с дымом и чадом.
В стороне милиционеры (я буду называть их «ментами» пока их всех не отправят «в поле»), стоят себе, жирные такие. Жирные и все «без глаз», - т.е. даже не безликие, у них в глазных отверстиях пустота.
С этой стороны - взмыленные подростки бегают, кричат, булыжники продолжают швырять. Мне поясняют, что антимайдановцы убили «ультрас». Поясняют, что, оказывается, сегодня футбольный матч, а ультрас – это воинствующие поклонники своей команды, которые затевают драки от великой преданности своей команде. Так я пополнила свой лексикон. Журналисты уточнили, что ультрасы обеих сторон объдинились(!), чтоб пройти и проскандировать «Путин-ху*ло». Тут-то на них напали и убили одного!
Мирные граждане, обыватели всё вопрошали: «Что ж милиция?», а им отвечали, что она куплена антимайданом, да и не милиция они вовсе, а так, структура, чтоб в добавок к налоговой оббирать всех вподряд; «вы, что, не знаете этого?!». (этот абзац нужно будет повторять несколько раз, - люди не способны этого осознать, что милиционеры живут за наш счёт, дают присягу и…)
Но мне нужно рассмотреть! Я обхожу по Дерибасовской квартал, чтоб сбоку, вблизи, увидеть антимайдановцев. На углу уже вижу как несут окровавленных людей, как разбивают брусчатку, бьют на мелкие кусочки, подходит человек и протягивает кувалду, которой разбивать намного проще.
Подхожу к Городскому саду (скверик такой на Дерибасовской) напротив которого в узкой улочке и околачиваются антимайдановцы… Стоп! Это не антимайдановцы! По пластике их движений я вижу профессионалов-военных. (- необходимые пояснения: я имею диплом Київського державного хореографічного училища, практикую нью дэнс, затем, я ж 20 лет как снимаю ВИДЕО изображение, т.е. «читаю» картинку) К тому же все они обмундированы, в чёрное (- не зелёное).
С этой стороны Дерибасовской группки наблюдателей, хорошо, «любопытствующих», комментируют: (читай абзац про милицию). Подходит мужчина с колорадской ленточкой и затевает речь про «русскую землю», ему ответствуют, что Одесса – это Одесса. Я вступаю с напоминанием, что город строил де Рибас-испанец, где мы и стоим, (используя французский прононс) de Richelier, грек Маразли, и вообще, только у Одессы во всей Российской империи был статус frei Stadt – свободного города, Ганзейского права, «Порто Франко». Другие продолжают усовещать: «Что это «они» приехали в наш город громить его; вы, что, не видите, что их цель наш город разбомбить?!».
Тут один из «наймитів» отделяется, слегка присаживается и стреляет в сторону ультрас/майдановцев из калашникова! О! Другой с угрозами наступает на зевак, затем гонится за ними. Я стою: справа - майдановцы, позади отбежавшие мирные граждане, а я на углу между ними. Бежать не хочу, не буду, буду смотреть.
Второе наступление «наших», И тут я увидела это! До того я читала по истории Древнего Рима, видела в кино, - они сложились в «черепаху»! Да так складно! Отрепетированным движением! По счёту раз-два-три: подтянулись в два ряда (раз), впереди присели, загородившись щитами (два), на «три» укрылись щитами сверху. Wow! Увидеть «живьём» «как в кино», - и это не игра, не «понарошку»!
Я вижу водружённый над болгарским культурным центром их триколор.
Я уже искурила пачку сигарет, я всё ещё не ела, мой желудок болит, меня всю трясёт. Я решаю уйти и вижу оброненную теннисную ракетку. – «Подобрать?! Ну, как трофей». Иду домой, на Дерибасовской длинные потёки крови, не лужа густая, жирная как у Соборки.
Кричат, где же «скорая»; подъезжают 2-3; дама кричит: «У меня тут машина, я отвезу!»; в другой, «жирной» машине громко включён Украинский гимн в обработке, «Я не сдамся без бою» Славка Вакарчука!
Я перемещаюсь, меня трясёт чрезмерно, мне худо. Встречные упорно вперяются взглядом в ракетку, здороваются, некоторые спрашивают, я отвечаю, что это – трофей! Люди комментируют, иронично. Я пытаюсь примериться, размахиваю нею, - непонятно, как ней можно отбить удар или, особенно, ударить, это - невозможно: а) короткая рукоятка, т.е. даже не размахнуться; б) она очень лёгкая…
Дома меня застаёт взволнованный звонок моего знакомого из Парижа, Я утешаю его, что мне, зато, суждено пережить уже 2 революции…
Затем до четырёх утра пялюсь во всевозможное видео и фото в и-нете. Много подлого, решаю на следующий день порасспросить всех участников, став просто журналистом, не арт критиком, чем и занималась весь сегодняшний день.
Продолжение следует…