ФОП раздора: государство не имеет морального права взымать налоги с частных предпринимателей

Украинские налоговые органы относятся к бизнесу и предпринимателям как к врагам, которым нельзя доверять уплату налогов и которым нужен надсмотрщик.

Фото: Depositphotos/karelnoppe

В украинском налоговом кодексе есть странный момент. Существуют два способа налогообложения трудового дохода. Во-первых, упрощенная система налогообложения с низким маржинальным доходом и налоговыми ставками социального обеспечения (например, 5% налога при определенных условиях вместо 18% налога на доходы). Во-вторых, общая система налогообложения, которая предусматривает более высокие налоговые ставки.

Упрощенная система налогообложения предназначена для предпринимателей со сравнительно небольшим объемом годового дохода (до 5 млн грн, что на начало 2017 примерно равно $ 185 тыс.). Цель этой системы — стимулировать предпринимательство путем минимизации налоговой и административной нагрузки на малый бизнес. К сожалению, упрощенной системой налогообложения злоупотребляют. Существуют предприятия (например, розничные сети), и даже целые отрасли (например, IT), где тысячи де-факто штатных сотрудников крупного бизнеса получают вознаграждение за свои услуги, как частные предприниматели. Система упрощенного налогообложения является лазейкой, которую массово используют украинские предприятия.

Чтобы закрыть эту лазейку, правительство, политические аналитики и международные организации, в частности МВФ, пытались минимизировать разницу в налоговых ставках между двумя системами, а также улучшить администрирование налогов. Бизнес-сообщество, некоторые эксперты и политики были против, что привело к срыву налоговой реформы осенью 2015 года [1].

В этой статье мы утверждаем, что подход к закрытию лазейки неэффективен и содержит концептуальные недостатки. Кроме того, мы считаем, что реальная проблема заключается в другом, а именно в философии администрирования налогов. Сейчас украинские налоговые органы относятся к бизнесу и предпринимателям как к врагам, которым нельзя доверять уплату налогов и которым нужен надсмотрщик. Согласно такой идеологии, бизнес-деятельность подлежит комплексному регулированию, и без серьезной подготовки документов невозможно получить даже упрощенный налоговый статус или регистрацию независимой деятельности (например, адвокатов и нотариусов). Кроме того, все преступления и нарушения караются без поблажек.

Мы видим в этом подходе фундаментальную проблему.

Современное украинское государство не гарантирует благосостояние своих граждан. Во-первых, Украина перестала быть патерналистским государством [2]. Во-вторых, правительство не имеет ресурсов для обеспечения своим гражданам высокого уровня жизни.

Но, поскольку ни одно правительство за последние 25 лет не смогло выполнить обязательств заботиться о своих гражданах, государство должно это признать и, по крайней мере, дать гражданам возможность обеспечить себя.

Это означает, что физические лица и малые предприятия не должны платить налоги и собирать кучу документов, если их доход на душу населения не превышает определенную сумму (например, двух необлагаемых минимумов в месяц) [3]. В частности, государство должно отказаться от требований по регистрации частных предпринимателей и установить нулевую налоговую ставку для тех, кто получает малый доход. Кроме того, государство должно отозвать недавно принятый закон, предусматривающий уплату единого социального взноса даже «спящими» предпринимателями, которые не получают доход.

На наш взгляд, обязанность государства обеспечить минимальный уровень жизни тем, кто может заработать на него самостоятельно, важнее права государства взимать со всех налоги. Подобным образом, борьба со злоупотреблениями упрощенной системой налогообложения не оправдывает затраты на введение дополнительных сборов и барьеров для реальных малых предпринимателей. Иными словами, если государство не обеспечивает достаточного минимального уровня, оно теряет моральное право взимать налоги с тех, кто может заработать на этот уровень самостоятельно [4].

Каким образом мы можем минимизировать злоупотребления упрощенной системой налогообложения со стороны крупного бизнеса? Есть два подхода.

Во-первых, государство может требовать от предпринимателей доказательств, что они не являются работниками крупных компаний, или источник их доходов не выходит за пределы разрешенных категорий. Такой подход заставляет платить тех, кто не злоупотребляет системой, и не является морально оправданным. Кроме того, он не работает.

Второй подход заключается в том, что государство должно проверять, действительно ли платежи, произведенные крупными компаниями физическим лицам, можно квалифицировать как вознаграждение частным предпринимателям. Для государства это затратно, поэтому некоторые из этих расходов можно передать крупным предприятиям [5]. Это справедливое распределение налогового бремени.

Дело в том, что украинская власть потеряла моральное право строго требовать соблюдения налогового законодательства, поэтому уклонение от уплаты налогов стало настолько распространенным. Государство не в состоянии обеспечить благоприятный для бизнеса климат, в котором могут процветать компании и частные предприниматели. Бизнес в Украине часто существует не благодаря, а вопреки государству. При этом, правительство зависит от бизнеса и налогов, которые платит последний, чтобы обеспечить гражданам общественные блага и социальную защищенность. Поэтому украинские налоговые органы должны уважать бизнес. Защита бизнеса и содействие его росту должно стать первоочередным приоритетом, а взыскание налогов на время экономического кризиса может отойти на задний план.

Напоследок — одно предостережение. Мы не выступаем за освобождение от наказания в случаях злоупотребления налоговым законодательством со стороны крупных корпораций, которые порой уклоняются от уплаты налогов с помощью политических связей и высококвалифицированных юристов. Нет, эти корпорации должны нести наибольшую налоговую нагрузку, и государство должно за этим следить. По нашему мнению, государство может и должно помогать малому бизнесу и физическим лицам выжить в современной слабой экономической среде путем минимизации налогов и административного бремени. Даже если придется подвергать себя риску злоупотреблений со стороны крупных предприятий.

Примечания:

[1] Подробнее обсуждение истории налоговой системы в Украине — по ссылке http://voxukraine.org/en/tax-reform-in-ukraine-or-how-to-accomplish-the-impossible/, а также в указанных в статье источниках: https://www.rbc.ua/rus/news/yuzhanina-kompromisse-minfinom-voprose-nalogovoy-1449507705.html, http://forbes.net.ua/nation/1404254-liberalnye-nalogi-vr-protiv-minfina, http://biz.liga.net/all/all/stati/3141503-pomeryalis-reformami-sravnenie-nalogovykh-reform-minfina-i-rady.htm

[2] Можно заметить, что Украина никогда не была по-настоящему патерналистским государством, только на словах

[3] По украинскому законодательству, предприниматели, которые хотели бы получить право платить налоги по упрощенной системе налогообложения или по общим правилам, должны собрать большое количество документов. В то же время, крупные компании могут сами заниматься документооборотом, что они, собственно, и делают, относясь с уважением к штатным сотрудникам. Таким образом, это препятствие является необоснованным и напрасным.

[4] Сейчас налоговые льготы на доходы физических лиц очень низкие (689 грн в 2016-м и 800 грн в 2017-м) и применяются только к доходам, полученным в качестве официальной зарплаты. Поэтому люди, которые зарабатывают небольшие деньги на нерегулярной основе, не могут воспользоваться даже этим небольшим преимуществом. Зато они просто отказываются сообщать о своих доходах и платить за них налоги.

[5] Например, государство может создать систему, при которой каждое физическое лицо в зависимости от доходов может автоматически претендовать на право на упрощенную систему налогообложения, но обязана в конце года подавать налоговую декларацию. Кроме того, предприятия обязаны предоставлять налоговым органам информацию о каждом физическом лице, которое в течение года получает (значительное) количество денег. Налоговые органы могут сверить задекларированные доходы физических лиц с отчетами о доходах, представленных компаниями, и расследовать подозрительные случаи. Такая система потребует некоррумпированных и компетентных налоговых органов, которые могут отслеживать лиц, получающих деньги от организаций, но не декларирующих доходы и не платящих налоги.

Текст написан в соавторстве с Зоей Миловановой. Впервые статья опубликована на Vox.

Тимофей Милованов Тимофей Милованов , сооснователь VoxUkraine, замглавы Совета НБУ, почётный президент Киевской школы экономики
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram