Попытки компрометации процедур создания новых правоохранительных структур, как и манипуляции общественным мнением уже на этапе конкурсных комиссий являются индикатором рьяного сопротивления кулуарной системы неформальных институтов власти и политического противостояния. Следовательно, чем больше давления и проблем возникает на этом пути, тем сильнее уверенность в его правильности и необходимости преодоления. Все это, как и восприятие того, что участие в комиссии представляет собой определенный профессиональный вызов, заставляет думать на три шага вперед и начинать с формирования основ. Основы конкурса в его условиях, критериях отбора и регламенте работы. Именно этими вопросами сейчас заняты назначенные члены комиссии. Конкурс касается вновь созданного узкопрофильного органа, задачей которого является расследование уголовных производств, в которых фигурируют высшие чиновники, судьи и правоохранители. Подход правильный, ибо специфика расследования таких дел очевидна.
Работа по организации конкурса только в самом начале. Нет намерения повторять схемы выдвижения кандидатов на должности или в члены антикоррупционных органов – НАБУ и НАЗК. И дело не только в том, что отличаются соответствующие законы, но и в том, что эти схемы не идеал для подражания. Да и списывать некрасиво. И непрофессионально.
Вопросов на начальном этапе достаточно много. Уже становится понятно, что должен быть разрыв во времени проведения конкурса на должности директора Бюро и его замов и остальных лиц. Одним из основных предпосылок этого есть отсутствие в законе структуры центрального аппарата Бюро, руководство которого закон предполагает отбирать на конкурсе. Как и нет соответствующих критериев для определения квалификационных требований к руководителям подразделений центрального аппарата, которые невозможно определить без понимания структуры. Последнюю, в свою очередь, утверждает вступивший в должность директор Бюро. Таким образом, на повестке дня прежде всего подготовка к конкурсу на должности директора и его замов. Есть твердое намерение провести конкурс объективно и адресно. Под последним имеется ввиду максимальное обеспечение возможности найти личности, которые смогут обеспечить эффективную деятельность Бюро. Не связанные с политикой, с независимым и логическим мышлением, организаторскими способностями и пониманием поставленных перед бюро целей и задач, и видящими, несмотря на спорность принятого закона, алгоритм его работы. В том числе и с учетом обоснованного внесения изменений в действующее законодательство для обеспечения эффективной работы бюро.
Резюмирую. Работа комиссии начата, разрабатываются два регламента, а также этапность отбора и оценка квалификационных критериев отбора на должности директора Бюро и его замов. Формального или субъективистского подхода к конкурсу не будет.
Наконец, всегда надо понимать, что идеальных правил не существует. Эффективность процедур всегда зависит от их легитимации в обществе, а также от готовности политиков и бизнесменов (а чаще всего два в одном) играть за четкими публичными правилами. Поэтому крайне важно, чтобы сейчас гражданское общество не становилось орудием спекулятивных лозунгов и «властных популистских игр», а придерживалось правового восприятия процесса создания и начала работы как Бюро, так и антикоррупционных органов, ведь в их слаженной и эффективной работе нет более заинтересованных лиц, чем сами граждане.