Первое и главное: мы будем работать. В обычном режиме, по всей стране. Как обычно, 28 ноября откроются офисы во всех городах, будут доступны и электронные полисы «автогражданки», и он-лайн оплата наших услуг. Мы продолжим страховать все то, что страховали до этого дня – авто, жилье, здоровье, ответственность. Продолжать работу, расти, платить зарплату и налоги. Это лучшее, что бизнес может делать сейчас. И страховой бизнес в том числе. Без паники, ежедневно выполняя свои обязательства.
Второе: военные риски останутся исключением. Ни один стандартный страховой договор не покрывал и не покрывает риски, напрямую связанные с военными действиями. Это знают все, кто когда-либо пользовался страховой защитой и читал контракт со своей страховой компанией. Убытки, которые вызваны войной, вторжением, военными действиями или военными операциями, не оплачиваются страховщиком – и это нормальная, обычная практика. Нет, у нас нельзя застраховаться на случай попадания снаряда. Или конфискации машины в военных целях. Такие запросы от потенциальных клиентов были еще в 2014-м, периодически они возникают после любого обострения ситуации в стране. Ничего не изменилось: ни при военном положении, ни при каком другом сугубо военные риски не принимаются на страхование и не являются страховым случаем. Но здесь важно помнить, что в 9 утра, 28 ноября эти риски не станут выше. Они не возникнут только от того, что будет введен «особый правовой статус» в нескольких областях. Эти риски давно стали частью нашей жизни. В стране, которая воюет 5 лет. Нам просто вчера об этом напомнили.
Третье, but not least: мы платим и будем платить. Даже при введенном военном положении. Во всей Украине в целом и в 10 областях с военным положением в частности. Платить за любой ущерб, предусмотренный договором страхования. Пример: есть автомобиль, застрахованный по КАСКО, в славном городе Одессе, или в чудесной Виннице. Если в ближайшие 30 дней эта машина попадет в ДТП – не важно, по вине ли владельца, или других участников движения – это вовсе не повод для отказа в выплате. Даже в том случае, если другим участником ДТП окажется военное транспортное средство. Такой случай является страховым, и при соблюдении клиентом всех условий договора, он получит свое возмещение. Еще раз: платим и будем платить. Все договора в силе и действуют. Если вдруг Ваша страховая компания ведет себя иначе – это просто повод сменить страховщика, но точно не повод для паники.
А режим военного положения, к слову, может привести и к позитивным эффектам. Усиленные меры безопасности – это меньше желающих угнать авто, меньше жаждущих «свинтить» колеса или влезть в чужую квартиру. Но страховой полис все равно не помешает. Тем более, он продолжает действовать, как ни в чем не бывало.