ГоловнаБлогиБлог Льва Миримского

Куда пойти, куда податься…

Парламент принял 4 закона, необходимых для евроинтеграции и подписания расширенного Соглашения о зоне свободной торговли с ЕС. Поддержку в голосовании законопроектов оказали депутаты, как от парламентского большинства, так и от оппозиции. Хотя, на мой взгляд, вопросы евроинтеграции очень серьезные и глобальные в масштабах страны. 55% граждан Украины считают, что мы подписываем не соглашение об ассоциации, которых полно, а вступаем в ЕС.

Фото: EPA/UPG

Было бы правильным по данному вопросу провести Референдум, и пускай народ выразил бы свое мнение. Ведь в таком важном для страны вопросе, люди, живущее в Украине, должны выразить свое мнение, которое и стало бы решающим.

В свете последних событий, 2013 год может стать переломным для Украины в определении конфигурации внешнеторговых режимов, согласно которых экономика страны будет развиваться ближайшие десятилетия. В частности, в финальную фазу перешли переговоры относительно подписания соглашений с ЕС о зоне свободной торговли и участия Украины в Таможенном Союзе пока в качестве наблюдателя. Сторонников, как и противников, того и другого союзов предостаточно.

Как у гражданина Украины и избранного народом депутата у меня есть свое мнение по этому вопросу. Ведь объективно, при вступлении Украины в каждый из союзов действительно немало плюсов, но хватает и минусов.

Сейчас между Украиной и РФ разворачивается торговые войны. Со стороны РФ уже произошли ограничения на поставки сыра, труб, в июле этого года Роспотребнадзор ввел запрет на поставки в Россию продукции украинской компании Roshen, мотивируя такое решение якобы низким качеством и не соблюдением норм безопасности.

Кабинет министров Украины же, со своей стороны, постановлением №225 от 13 марта 2013 года запретил импорт полукокса и кокса, а также угля роторного, в том числе и из России. Официальная причина - переизбыток угля на украинском рынке. И это только цветочки. Налицо тенденция к снижению товарооборота, что подтвердил и Президент РФ Владимир Путин во время своего июльского визита в Киев.

По его данным, в первом квартале этого года товарооборот между Россией и Украиной упал более чем на 17 процентов. В то время, как, по словам главы Российской Федерации, в странах Таможенного союза он в позапрошлом году вырос на 34%, в прошлом - еще на 11%, а в первом квартале этого года у нас рост составил уже 2-3%, несмотря на спад в мировой экономике.

Однако с подписанием договора о ЗСТ с ЕС противоречия между Россией и Украиной еще усугубятся. При этом все позитивы с ЕС – модернизация экономики, инвестиции и т.д. – лишь в отдаленной перспективе. Тогда как сейчас экономика Украины балансирует на грани дефолта. Позитивные решения нужны сейчас, даже вчера.

Вступление в ТС как раз и является таким решением, которое даст позитивный импульс уже сейчас, более того, заложит фундамент для устойчивого развития экономики в будущем, в том числе, для развития экономических отношений с ЕС. Необходимо принимать волевое политическое решение. Ясно, что часть общества будет с ним не согласна, но сейчас будущее независимости Украины лежит именно в экономической сфере и именно этот критерий должен быть главным и основным для определения перспектив развития страны.

Вступление в Таможенный союз повлечет за собой увеличение спроса на продукцию нашей промышленности — пищевой отрасли, металлургии, машиностроения и т.д., ведь именно на этих рынках она наиболее конкурентоспособна. Одним из бонусов ожидаемого увеличения товарооборота и оживления в промышленности должно стать сокращение безработицы. По самым скромным подсчетам, только на первых порах интеграция в Таможенный союз обеспечит нашей стране немало новых рабочих мест. А в будущем их количество будет неуклонно расти.

В ЗСТ с ЕС Украина столкнется с падением ВВП в среднем на два-три процента в год, а также закрытием ряда производств под натиском компаний из Европы. При вступлении Украины в том виде, в котором ее хочет видеть ЕС, не стоит ожидать ничего положительного.

На сегодняшний день ЕС вышел за пороговые значения макроэкономических показателей. Дефицит бюджета превышает запланированный показатель почти в 2,5 раза, государственный долг превышает максимальное значение на 30%, безработица достигла уровня в 10%, стабилизационный фонд уменьшился из-за кризиса на 1,9 трлн. Евро.

Для примера, государственный долг Франции в 2011 году вырос до 1,688 трлн. Евро, что составляет 85% ВВП, то есть вторая по уровню развития страна Европы стоит сегодня на грани государственного банкротства, не считая ситуации в Греции, Португалии, Италии, Испании.

В рамках же ТС украинские и российские предприятия смогут, напротив, повысить свою конкурентоспособность, причем как внутри торгового союза, так и на внешних рынках. Это касается авиастроения, энергомашиностроения, выращивания зерновых и металлургии.

Прямые торговые эффекты в случае интеграции на восток вполне ясны, но и они исчерпаются за несколько лет. После этого пользу от интеграции нам следует искать в реализации новых совместных проектов. В частности, в модернизации отраслей, в поиске ответа на вопрос о переходе к новым укладам.

Создание же ЗСТ с Европой повлечет ежегодное сокращение экспорта в Таможенный союз в силу новых защитных санкций и мер технического регулирования. Импорт из стран ЕС в Украину вырастет, а экспорт туда — только незначительно. В итоге в первые годы наша страна как член зоны свободной торговли с Евросоюзом будет терять ежегодно не менее 1,5% ВВП.

Возможно, при союзе с ЕС Украина получит почти беспошлинный доступ к крупнейшему в мире рынку, а потребители — к широкому ассортименту качественных товаров, но будет ли у людей за что их покупать?! У людей нет денег на высококачественные товары из Европы.

Фото: www.president.gov.ua

В рамках же Таможенного союза промышленность Украины сможет получать газ намного дешевле. Снижение на газ будет до цены Беларуси - 168 долларов, а экономия от снятия пошлин на нефтепродукты, снижения цены на газ и энергоносители порядка 9 млрд. в год. Членство в ТС дало бы Украине качественно иные аргументы в диалоге с «Газпромом» насчет сохранения объемов трубопроводного транзита.

Если будет отменена российская экспортная пошлина на поставки нефти, то вновь станет выгодно перерабатывать ее на нефтеперерабатывающих заводах Украины, что позволит экономить до $3 млрд., в отношении нефтепродуктов – до $500 млн.

Помимо прочих торговых преференций Украина в случае вступления в ТС могла бы, наконец, разрешить ряд многолетних торговых споров. Например, избавиться от действующих антидемпинговых и специальных мер со странами бывшего СССР, ежегодный ущерб от которых для экспортеров оценивается в 680 млн. долларов. А если мы останемся за бортом ТС, число защитных мер на востоке только вырастет.

Около 70% всех перечислений "зарабитчан" на родину составляют переводы трудовых мигрантов, работающих в России. А это 3 млн. из 6,5 млн. граждан Украины, находящихся на заработках в других странах. Их очень тревожит угроза Москвы «зачистить» собственный рынок труда или ввести обязательное наличие загранпаспортов.

По данным Международной организации по миграции (МОМ) примерно 14,4% (порядка 6,5 млн. чел.) находятся на заработках за границей. Официальная миграция позволит вывести из тени финансовый поток в размере примерно $5,8 млрд., что дополнительно даст бюджетам всех уровней налоговых вливаний в размере порядка $7,6 млрд.

Противники ТС в Украине считают, что основным недостатком членства в Таможенном союзе является отсутствие стимулов для модернизации украинской экономики, поскольку Таможенный кодекс интеграционного объединения не предусматривает серьезных льгот на импорт высокотехнологичного оборудования. Раньше среди противников ТС в Украине был весьма популярен тезис, что рынок Таможенного союза в разы меньше рынка ЕС и украинским производителям всеми силами нужно двигаться в западном направлении.

Последний год совершенно четко показал, что продукцию Украины не ждут на европейских рынках (так и не было подписано соглашение об ассоциации между Киевом и Брюсселем, хотя оно и содержало огромное количество изъятий и ограничений на доступ продукции Украины на европейские рынки). Брюссель требует снятия в одностороннем порядке практически всех ограничений на доступ европейских товаров на внутренний рынок Украины. В тоже время, беспошлинный ввоз европродукции может нанести непоправимый ущерб отечественным производителям.

Европейцы до сих пор сохраняют антидемпинговые пошлины против трубной продукции, а также металлических жгутов, канатов и тросов. В то же время мы покупаем в Европе технологический импорт, который без проблем европейцы готовы продавать куда угодно без ограничений, поставляя взамен сырьевые товары металлургической, химической и аграрной промышленности, а они европейцам нужны всегда.

Доля продукции машиностроения в структуре нашего экспорта в ЕС в последние годы колеблется в пределах пяти-восьми процентов. И в значительной мере это поставки в новые страны-члены ЕС на объекты, которые строились в социалистические времена, в то время как 92% экспортируемой продукции в страны ЕС носит ресурсный характер.

Какое бы Украина ни выбрала направление интеграции, предполагается активизация инвестиций от партнеров. Скажем, совершенно понятно, что зона свободной торговли с Евросоюзом автоматически не заинтересует европейцев в поставках техники из Украины. Предполагается, что, получив некоторые инвестиционные гарантии, западные машиностроительные концерны начнут массово открывать в Украине свои производства.

В то же время, Россия сегодня занимает четвертое место в перечне основных стран-инвесторов в Украину. В последние десять лет быстро растет доля российского капитала в банковском бизнесе Украины, которая сегодня составляет около 16%. Объем прямых и косвенных (через офшоры) российских инвестиций составляет порядка 40 %.

В настоящее время страны-партнеры по Таможенному союзу активно развивают новое интеграционное объединение, которое стало свершившейся геополитической реальностью. Это означает, что торговля Украины сегодня проходит уже не отдельно с Россией, а в целом с ТС.

Процесс углубления интеграции в рамках Таможенного союза активно продолжается, и если вначале мы имели единую таможенную территорию, то есть обеспечение первой свободы (передвижения товаров), то теперь идет процесс формирования всех четырех свобод в рамках Единого экономического пространства — свободы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Общеизвестно, что страны-члены Таможенного союза в принципе положительно относятся к перспективе расширения своего интеграционного объединения. Участие Украины в ТС дало бы очень серьезный импульс развитию экономики и содействовало бы решению многих социально-экономических проблем. Более того, специфика нашей экономики и структуры экспорта такова, что выигрыш Украины был бы ощутимо больше, чем для других стран Таможенного союза. У нынешнего формата отношений ограниченный потенциал. Если страна остается в статусе наблюдателя, она, конечно, может участвовать в диалоге. Но механизмов, обеспечивающих гарантированную защиту интересов, как и участия в принятии решений, этот статус не дает.

Украина является участником зоны свободной торговли в рамках СНГ. И если продолжает работать принцип, что все договоры должны соблюдаться, то наш режим торговли с ТС не поменяется, какое бы соглашение с Евросоюзом мы ни заключили. Но если Москва говорит, что без членства в Таможенном союзе идет на разрыв соглашений с нами и готова вводить пошлины, это называется уже иначе — торговая, экономическая и политическая война, в которой один из участников нарушает принципы ВТО.

Конечно, мы должны быть готовы и к этому, но я не припомню за последние 15 лет случая, чтобы страны имели между собой свободную торговлю, а затем отказывались от такого статуса торговых отношений. Украина должна дружить со всеми и смотреть, что для нее выгодней.

Я считаю, что Евросоюз это хорошо и не нужно от него отказываться, но это вопрос перспективы, а Таможенный Союз даст нам быстрый и эффективный результат. Тем более, у нас с ними одинаковое понимание и менталитет. Эффект от отмены защитных мер во взаимной торговле и от снятия технических барьеров даст Киеву еще несколько миллиардов долларов прироста экспорта в Россию. Кроме того, продукция украинского производства под брендом ТС может реализовываться на рынках третьих стран (не входящих в ТС).

В перспективе это могут быть рынки стран ЕС, но на более выгодных для Украины условиях.

Справедливости ради надо отметить, что начавшееся падение мировых цен на нефть и газ несколько снижают конечную цифру экономического эффекта от присоединения Киева к ТС, но она все равно остается крайне значительной для экономики Украины.

Не следует ругаться ни с Россией, ни с Европой. Я не против Европы, но понимаю, что туда мы завтра не попадем. Что мы там будем делать со своими зарплатами и их ценами? Я не говорю про дорогие магазины, где у нас многие вещи стоят гораздо выше, чем на Западе, но для простого гражданина европейские цены и наши зарплаты - это петля на шее.

Евросоюз – это страны Европы, которые сделали одну границу и одну валюту. С Россией и Беларусью мы могли бы сделать то же самое: единая граница и единая валюта. Ведь каждая страна в еврозоне сама решает, на что тратить деньги, какие и сколько налоги собирать, какие долги делать. Это бы улучшило жизнь в этих странах – как минимум НДС не будет, будет свободный выход на рынки… А потом нам уже ничего не мешает идти в Европу, когда не мы будем проситься, а нас позовут и примут.

Нельзя сказать, что граждане Украины, возможно, и не знающие всех тонкостей торговой политики, не понимают преимущества экономического союза с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Торговая война, которую разворачивает Россия в защиту своих интересов, наглядно показывает, чего лишается Украина. И происходящее сейчас – только цветочки, ведь если РФ включит свои ресурсы против Украины на полную, то нашей экономике придется очень туго.

Тем более, что поиск компромисса между РФ и ЕС – в ближайшем будущем дело практически бесперспективное. С другой стороны, на уровне национального сознания в Украине существует мощный запрос на интеграционный проект. В то же время, большинство жителей нашей страны весьма ревностно относятся к идее независимости. Идею вхождения Украины в Россию в качестве некого "Юго-западного края", которую озвучивали отдельные российские политики, с этой точки зрения - иначе как провокационной назвать нельзя.

Граждане Украины в идеале должны почувствовать себя соавторами данного интеграционного проекта и понимать, какие реальные преимущества дает им членство в нем. И что бы ни говорили различные умы, но в реальности, выгоды от сотрудничества с ТС очевидны и осязаемы, а погоня за пресловутой приставкой «евро» может обернуться простой банальной картиной, когда крестьянин, имеющий под ногами плодородные земли, стоит с протянутой рукой у «евро-булочной».

Решение о выборе Украиной пути сотрудничества и партнерства уже не за горами. Мы увидим и ощутим результаты этого выбора уже в ближайшее время.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram