На последней пленарной неделе работы Верховная Рада включила в повестку дня блок законопроектов по пенсионной реформе. А правительство продолжает «окучивать» граждан и парламент обещаниями «справедливости» в пенсионной системе и поднятием пенсионных выплат. Как с помощью социальной ТВ-рекламы, построенной на технологиях НЛП в поддержку реформы, которая, по-видимому, выходит за бюджетные деньги. Так и сообщениями о том, что пенсионную реформу Гройсмана якобы поддерживают послы стран «Большой семерки», которые призывают украинский парламент одобрить соответствующее законодательство.Стоит отметить, что в пенсионной реформе правительства есть как положительные, так и отрицательные моменты. К положительным можно отнести, например, предложение об отмене позорного ограничения в 85% на выплату пенсий для работающих пенсионеров. Хотя это вовсе не достижение правительства Гройсмана, а его обязанность! Достаточно справедливое предложение в проекте пенсионной реформы и для пенсионеров на оккупированных территориях Украины. В случае принятия законопроекта правительства им будет гарантироваться выплата начисленных пенсий, на получение которых они имели право, но не могли его реализовать в связи с пребыванием на временно оккупированной территории. Также, среди положительных, можно отметить осовременивание пенсий и повышение уровня выплат с 1 октября 2017 года. Потому что минимальная пенсия в 50$, которая официально установлена сегодня, это не нормально ни для европейской страны, ни для другой любой. Но при этом позитивных моментов явно недостаточно для того, чтобы перекрыть вред от пенсионной реформы в такой редакции.
Скандальные нормы
Наверное, одним из самых скандальных является предложение правительства вообще лишить в будущем права на пенсию части пенсионеров, в случае недостаточности у них трудового стажа. При этом, человек не работал по собственному желанию или же не мог найти работу – никак не учитывается. Для таких людей власть предлагает выплачивать социальное пособие - минимальное, даже меньше прожиточного минимума.
По оценкам экспертов, таких людей в ближайшем будущем окажется около 3 миллионов граждан. Кроме того, обязанность по выплате этих пособий, а также выплат пособий лицам с инвалидностью, предлагается переложить на местные бюджеты (!). То есть, риск того, что часть украинцев останется без каких-либо пенсионных выплат, особенно в небольших городах, станет реальностью.
Главная проблема солидарной пенсионной системы состоит в том, что дефицит Пенсионного фонда постоянно растет, поэтому средств Фонда не хватает для того, чтобы платить достойную пенсию. И это не удивительно, когда в стране количество официально трудоустроенных граждан почти сравнялось с числом пенсионеров (12,6 миллионов трудоустроенных (!) против 12 миллионов пенсионеров).
Но, при этом, реформа правительства не направлена на обеспечение новых источников доходов Пенсионного фонда, например, за счет проведения той же детенизации зарплат. Или же повышения ставки ЕСВ, которая была снижена вдвое в 2016 году, и собственно, и послужила причиной для увеличения дефицита Пенсионного фонда Украины более, чем на 81,8 млрд гривен в 2016 году. Поэтому многих экспертов вызывает недоверие обещания правительства с помощью реформы одновременно и повысить пенсии, и в течение 7 лет устранить дефицит Пенсионного фонда. Так просто не бывает, а значит, где-то скрыт подвох.
Подвохи пенсионной реформы
Подвох №1. Гибкий коридор пенсионного возраста. Он появится в 2028 году, когда возраст выхода на пенсию будет привязан к трудовому стажу. Напомню, что человек, отработавший 35 лет, сможет выйти на пенсию в 60 лет. При стаже от 25 до 35 лет возраст выхода на пенсию сдвинется до 63 лет. А если стаж составляет от 15 до 25 лет, то выйти на пенсию можно будет не ранее, чем в 65 лет. Фактически, это и есть скрытое повышение пенсионного возраста, к которому Кабмин обещал не прибегать. В дополнение к этому, если будет поддержано предложение правительства, согласно которому трудовой стаж будет определять не по трудовой книжке, а по электронному реестру плательщиков ЕСВ, получится весьма интересная картина. Реестр ЕСВ был введен в действие только в 2000 году. Значит, в 2028 году ни у одного претендента на пенсию не может быть ни 30 лет стажа (для женщин), ни 35 лет (для мужчин). Об этом правительство предпочитает умалчивать.
Подвох №2. Снижение пенсионного коэффициента. Реформа предполагает снижение величины оценки одного года страхового стажа за период участия только в солидарной системе с 1,35% до 1,0%. То есть снижение пенсионного коэффициента. Такое предложение частично нивелирует прогнозируемое повышение пенсий в связи с введением повышенной базы для их начисления (средней зарплаты в Украине). Например, при условии, что страховой стаж за период участия только в солидарной системе составляет 20 лет, то исходя из действующей на сегодня величины оценки для расчета коэффициента страхового стажа, применяется значение 27 лет. А после принятия пенсионной реформы и снижения коэффициента будет применяться страховой стаж 20 лет.
От этих нововведений выиграют все «старые» пенсионеры, поскольку для них будет проведен перерасчет пенсий с учетом более высокой средней зарплаты. А вот «новые» - проиграют.
Подвох №3. Наверное, самый печальный и одновременно самый циничный. В связи с тем, что трудовой стаж будет повышен до 35 лет, а соответственно, вырастет и пенсионный возраст, все меньше украинцев смогут получать пенсию от государства. Средняя продолжительность жизни у мужчин в нашей стране – 66,5 лет. При выходе на пенсию в 65, им вернется лишь малая часть честно уплаченных когда-то взносов со своей зарплаты в пенсионную систему Украины.
Так, по расчётам экономиста Всеволода Степанюка, выйдя на пенсию в 65 лет, человек будет получать 35% от своего среднего заработка. В случае если он проживёт ещё 10 лет (до 75-ти), то это означает, что государство ему вернёт только 42% его средних зарплаты, и то, в случае регулярной индексации, которая в Украине никогда честно не проводилась.
Да, действительно, для солидарной пенсионной системы характерна такая несправедливость, поскольку это общий «котел», в который платят все, не зависимо от того, в каком объеме человек сможет воспользоваться уплаченными взносами после выхода на пенсию. Но, в связи с предлагаемыми требованиями по страховому стажу, тех, кому получить пенсию так и не удастся, станет еще больше. Фактически, мертвые платят пенсии живым. И где же в этом вопросе обещанная премьер-министром социальная справедливость?