Замечу, что нынешний парламентский регламент позволяет регулировать размеры ящиков в зависимости от количества депутатов. Ничего удивительного: возможность трансформации интерьера остается не первый год актуальной тенденцией. По большому счету, некоторые парламентарии смогут весь срок своих полномочий не вступать ни в одну фракцию, и пробыть в дальнем уголке комода. Конечно, если у них есть достаточно лоббистских способностей, требующих лишь формального подтверждения депутатским статусом.
«Региональный» ящик. Самый большой. Порой кажется, что его вот-вот разорвет от чувства собственной значимости. Те, кому поручено спроектировать его объемы, дают понять, что объем будет больше половины все комода, предлагая самые разные цифры. Понятно, что ящик проектируется с запасом, из него планируют достать не только спикерский костюм, но и наряды глав ведущих профильных комитетов Верховной Рады. Чего только нет в этом отделении комода – дорогие пиджаки лоббистов, спецодежда полномочных представителей олигархов и смокинги тусовщиков. В самом большом ящике лишь на первый взгляд все разложено аккуратно и логично, там порой порхает и пикирует моль взаимного недоверия и конкуренции. Говорят, что где-то глубоко под шмотками спрятан даже премьерский портфель. Одного в этом комоде нет – президентской булавы, поскольку ее обладатель считает себя полноправным распорядителем упомянутого ящика.
«Батькивщина». Ящик в красно-белых тонах, сквозь которые иногда проступает агрессивно-полосатая раскраска «Фронта змин». Отсюда уже убрали известные своей элегантностью наряды Юлии Тимошенко, но продолжают с помпой сохранять для них место. В нынешнем созыве (или сезоне – кому как удобнее) в «сердечном» комоде можно найти и полковничий камуфляж Анатолия Гриценко, и руховские вышиванки, и много-много других вещей. Есть даже легендарная кепка Александра Турчинова. Арсений Яценюк считает себя полноправным хозяином этого ящика, но по этому поводу есть большие сомнения. Ему придется периодически перекладывать вещички с места на место, чтобы сохранять хрупкий баланс интересов.
«УДАРный» ящик. Большинство его содержания укрыто от посторонних глаз боксерским халатом Виталия Кличко. Разве что обладатели острого зрения могут разглядеть письменный набор Марии Матиос и украденный бумажник Валентина Наливайченко, много спортивных костюмов и пропитанный запахами сигарет и кофе пиджак Виктора Пинзеныка. В этом одежном ящике есть наряды на все случаи жизни и виды политической активности – хотя проект лидерский по своей основе, и многие соратники в пиджаках Кличко будут путаться в рукавах и полах. Многих обывателей интересует, нет ли в этом ящике шапки-невидимки, в которой лидер пробирается на Банковую и кабинеты олигархов для проведения консультаций. Соратники партийного лидера полны уверенности, что на поверхность ящика постепенно будет подниматься президентский костюм.
В парламентской фракции УДАР будут депутаты самовыдвиженцы, но сколько — станет известно в первый день работы Верховной рады VII созыва
«Свободное» отделение. Здесь все понятно – четко и по иерархии выложены вышиванки и мазепинки. Создается впечатление, что их обладатели разложили их так, чтобы быстро одеться, если будут подняты по тревоге. Ничего экстра-дорогого, но и китайского ширпотреба не видать. Золотые партийные значки лежат в специальной коробочке, нагайки для наказания политических противников – на заметно-устрашающем месте. Политические дебютанты, исповедующие радикальную идеологию, будут пытаться прогнуть парламент под себя, а не наоборот, поэтому мини-отделение для галстуков в их ящике не предусмотрено.
«Коммунистический кРай». Ошибается тот, кто надеется увидеть здесь костюмы фабрики «Большевичка» - соратники Петра Симоненко уже давно работают в парламенте, помогали представителям разной власти своими голосами продвигать деликатные вопросы, поэтому одеты «простенько и со вкусом». Стараниями Игоря Калетника дорогие костюмы выдаются за купленный по дешевке конфискат. Никаких намеков на сочетание синего и желтого цветов в нарядах украинских коммунистов и близком быть не должно. Сам партийный вождь стремиться одеваться так, чтобы одновременно нравиться молодой супруге и стареющим избирателям, отчего порой говорят, что ему изменяет вкус.
Большинство самовыдвиженцев мечтают создать отдельную фракцию, мы общаемся, и я знаю настроения коллег. Уверен, что мы должны продолжить переговоры и все-таки создать независимую фракцию
— Виктор Бондарь, народный депутат
«Самовыдвигающиеся» ящики. Некоторым из их обладателей по силам купить себе свой собственный, большой, на 30 с хвостиком отделений, как и предполагает парламентский регламент, но политическая конъюнктура этому не способствует. Поэтому будут братья Балоги обустраивать свое хранилище в тонах «Барвы», Петр Порошенко оклеит свой ящичек русскоязычными обертками от продукции «Рошена», а Владимир Литвин постелит на дно личного ящичка мамин рушнык.
Сходство украинского парламента с комодом в главном: трудно воспринимать их как единое целое, для понимания сути процесса необходимо изучать содержимое ящиков и разбираться в их взаимосвязи. Что ж – Конституция отводит для этого пять лет, конечно, если не вмешаются обстоятельства непреодолимой силы.