На самом деле от грядущей избирательной кампании трудно ожидать позитивных изменений для страны. Разве что в одном – эксперты прогнозируют, что в Украину вернется более миллиарда долларов теневых средств для финансирования предвыборных расходов тех, кто уверен в способности партии преодолеть 5-процентный барьер или собственных возможностях избраться по одномандатному округу. Тысячи людей, которые будут задействованы в избирательной кампании, смогут поправить свое материальное положение.
Поверить в способность объединенной оппозиции получить конституционное (или даже обычное) парламентское большинство может скорее человек наивный и доверчивый, чем мало-мальски знакомый с отечественными политическими реалиями. Власть и оппозиция напоминают рельсы, которые идут параллельно, формально не пересекаются, но связаны множеством шпал. Поэтому заявления «Мы купили билет на войну с Януковичем» - ни что иное, как отголоски президентской кампании некоторых лидеров оппозиции и дань политической ситуации.
Будем откровенны: два последних парламентских созыва – укороченный пятый и удлиненный шестой – вряд ли станут золотыми страницами в истории отечественного парламентаризма. Слишком напоминает законодательный орган последних лет томление в собственном соку на медленном огне с потешными разборками. Сформированная по закрытым партийным спискам Верховная Рада превратилась в центр маленьких и больших предательств, покупки голосов и продажи принципов. Десятки некогда самостоятельных и профессиональных граждан легко согласились стать послушными кнопкодавами, реагирующими преимущественно на взмах руки человека-семафора. «Аттракционы невиданной щедрости» с распилом бюджетных средств проходили под аккомпанемент общественной критики, на которую депутатский корпус реагировал в лучшем случае снисходительно. Украинцы минимально доверяют законодателям, независимо от их партийной принадлежности. Слишком те засиделись под куполом и отдалились от народных чаяний.
Для меня показательно, насколько неохотно действующие оппозиционные политики стремятся баллотироваться по мажоритарным округам не только на юго-востоке страны и в Крыму, где позиции партии власти все еще сильны. Даже в Центральной Украине «горячих голов», по предварительным оценкам, немного. Казалось бы, что проще – иди к людям и доказывай правоту своей позиции, используй нарастающее недовольство непрофессиональными действиями власти. Но как объединенной оппозиции, так и ново-оппозиционным политическим проектам приходится буквально выталкивать претендентов на одномандатный округ, где волей-неволей придется общаться с людьми, а не действовать по ставшей привычной украинским политикам схеме «Заплатил за место – спи спокойно».
Собственно, и появление Андрея Шевченко в качестве «джокера» политического проекта Натальи Королевской – это не только его личный выбор, но и свидетельство серьезных проблем «Украины – Вперед» с наращиванием рейтинга. Не исключено, что в свите Королевской появятся и другие широко известные персонажи, как-то вдруг решившие стать политиками.
Украинцам не стоит рассчитывать на реальную дискуссию между политическими силами и кандидатами по одномандатным округам, в которой возникнет новая повестка дня развития страны. Вместо этого всех нас попытаются подтолкнуть к выбору, считая менее дальновидными и более простодушными, чем участники парламентской гонки. Поэтому советую запастись терпением и попытаться дожить до понедельника, 29 октября, когда итоги парламентских выборов будут более-менее ясны.