Максим Марцинкевич по прозвищу Тесак. Редкость в нынешней развлекающейся ненавистью России – отсидел в тюрьме как раз за свои неонацистские взгляды. Он выражал их открыто. Зиговал на публике, распространял расистские материалы, даже организовал, как писали в российской прессе, собственное сообщество боевиков – «Формат 18».
В тюрьме Тесак, вероятно, понял простую вещь: объявляя себя неонацистом в постсоветских обстоятельствах, не обретаешь право на насилие. Издеваться над людьми, унижать людей, бить, а возможно – и убивать на территории бывших советских республик реально только в том случае, если эксплуатируешь модные в обществе фобии. Сейчас в моде – сексуальные фобии. Поэтому влюблённость в насилие всё чаще рядится в одежды борьбы с извращениями и сексуальной распущенностью.
Одним из проводников, одним из лидеров такой мимикрии некогда откровенно неонацистов – стал Марцинкевич. Он основал, пожалуй, первую в бывшем СССР крупную сеть для ловли отступников от сексуальной нормы и издевательств над ними. Ведь что обыватель не позволит неонацисту – то обыватель позволит антипедофилу, это очень удобно для того, кому в кайф насилие. Видео в интернете – которые фиксируют забавы Тесака – стали чрезвычайно популярными и сделали его онлайн-звездой.
И вот – Марцинкевич побывал в Харькове. Поймал где-то на улице двух парней, которые показались ему геями. Поиздевался над ними – раздел, выбрил часть волос на голове, раскрасил в радужные цвета и заставил танцевать, конечно – записывая всё на видео. Один из этих парней плакал. Ролик – уже в интернете. И уже – вызвал массовое возмущение. Но – не возмущение харьковских властей.
Подумать только! Российский неонацист, не раскаявшийся, с приговором и тюрьмой в биографии, широко известный своей деятельностью на стыке травли и проповеди, свободно приезжает на территорию Украины и нападает на наших сограждан. Причём – это восточная Украина, это вотчина нынешних наших властителей – знатных борцов против всего околонацистского. Они настолько бдительны, эти харьковские борцы, что даже мемориальные доски им иногда мешают жить. Лично Тесак, с дурной всесоюзной славой, – не помешал.
Но тут есть одна проблема. Люди так устроены, что им всегда нужны какие-то герои, какие-то личные примеры того, как придать жизни драйв. Ну, чтобы повседневность не разъедала душу, не портила мысли, и чтобы время от времени совершалась качественная эмоциональная разрядка. И когда хороших героев нет – подходят любые.
В отличие от политических хозяев Харькова, да и всей той части нашей страны, которая сделала Партию регионов правящей, – у Марцинкевича есть чёткое, можно сказать даже – заманчивое предложение для молодых людей, чей уровень воспитания и образования не достаточен для того, чтобы чувствовать к насилию отвращение. Тесак приехал в Харьков, чтобы научить: вот враг, это безопасный враг, идите – и развлекайтесь с ним.
Пойдут и развлекутся. Двое нынешних жертв в Харькове – далеко не последние. Эти и подобные семена «травлепроповедей» Тесака падают на благодатную почву. Власть имущие делают всё, чтобы разрушить даже минимальное влияние на общество интеллектуальных героев, чтобы избавить Украину от примеров того, как ум может увлекать и развлекать. В этом контексте недавнее варварское уничтожение символа памяти о Юрии Шевелёве в Харькове стало красноречивым свидетельством оглупления в Украине, и прежде всего – оглупления самой власти, её практик и интересов.
Глупеющая власть делает общественные процессы грубее, экономику – примитивнее, культурную жизнь – замыкает в редкие гетто на пространстве банальностей, повторов и пошлости. Преодолевать обстоятельства, негативное влияние среды – удел меньшинства, большинство же – подстраивается, зеркально отражает своим существованием ту среду, в которой довелось жить, и даже подыгрывает среде. Соответственно – и выбирает героев. Ещё раз: когда хороших героев нет – подходят любые. Вот Тесак – подходит. Ну не с Допы же и Гепы брать пример.
Тем более, политические хозяева Харькова показывают, что позволено богатым и влиятельным. А Марцинкевич показал, что позволено вообще любому, кто выгодно соврёт обывателям.
И проблема в том, что теперь – прямо под носом у главных наших борцов за стабильность, за мир во всём мире и против всего околонацистского – постепенно будет нарастать, так сказать, параллельная жизнь. Не то чтобы подполье. Наоборот, стремящееся к публичности и к славе насилие против тех, кого сейчас модно ненавидеть. Начнут с геев. Закончат...
А кто знает, кем закончат эти неонацисты, нарядившиеся, как в плащ-палатку, в борьбу за народное благо? Может быть, хозяевами Харькова. А может быть – их детьми.