Галерея современного искусства Артсвит - чуть ли не главный центр популяризации современного украинского искусства в Днепре. Всевозможные просветительские инициативы, лекции, кинопоказы, и, конечно же, выставки и встречи с художниками, проведенные за 5 лет работы галереи, приближали современное искусство для широкого круга зрителей, делали его доступнее и понятнее. Этим летом в помещении галереи открыли еще одно арт-пространство - «Комнату», где молодые или уже состоявшиеся авторы из Днепра могли бы делиться своими творческими экспериментами, неожиданными и для них, и для публики.
Инсталляция Никиты Лыськова «Energy (Off)» стала шестым проектом в стенах Комнаты.
Никита Лыськов занимается анимацией уже 10 лет, участвует в украинских и европейских кинофестивалях. Преимущественно создает авторскую сюжетную анимацию.
Для выставки в «Комнате» Лыськов выбрал одну из своих последних конкурсных работ - абстрактную 10-миннутную анимацию, посвященную рождению, функционированию и визуализации энергии. В этой бессюжетной анимации под названием «Energy (Off)» пятна цвета, круги, линии хаотично сменяют друг друга под композицию дуэта электронной музики Bryan Eubanks и Jason Kahn с таким же названием. По словам художника, сама музыка вдохновляла и направляла его в создании своей рисованной вручную анимации.
Опыт сочетания музыки и движущихся рисунков у Никиты Лыськова не первый: он уже сотрудничал с украинской музыкальной группой DZ’OB и музыкантом Дельфин, создавая для них визуальный ряд.
Тем не менее, анимация, помещенная в «Комнату» - это уже не просто ролик с музыкой на фоне. В экспозиционном пространстве работа «Energy (Off)» становится полноценным художественным объектом.
Движение случайных абстрактных линий и пятен, сменяющихся в соответствии с ритмикой музыки, транслируется зрителям через старый телевизор. Обстановка типичная для советского времени: небольшой коврик на полу, тумбочка с телевизором, на нем, на белой вязаной скатерке, в хрустальной тарелке лежат конфеты – все, как в детских воспоминаниях Никиты Лыськова.
Говоря о жанре абстрактной анимации, автор признает, что знаний ему не хватает, ведь в Советском Союзе, по его словам, не было школы такой анимации, тогда как в мире этот вид искусства развивался с момента изобретения фото и кино. Помещая свою работу в контекст прошлой эпохи, Никита будто заполняет этот пробел в истории искусства стран Союза.
Когда современное искусство в большей степени концептуально, без пояснения автора понять работу становится довольно сложным. Так и в случае с работой Никиты Лыськова, хочется спросить: «В чем смысл? В чем идея?». Но Никита сразу акцентирует, что его анимация абстрактна, и, как все абстрактное искусство, глубинной идеи в себе не несет. Такие работы нужно воспринимать эмоционально, на уровне чувств. Они самоценны и могут найти отклик даже в человеке, далеком от искусства. И для автора приятнее всего, когда работа нравится «не эстетским людям».
Заходя в комнату, где представлена инсталляция «Energy (Off)», создается впечатление, что перед тобой вовсе не анимация, движущаяся под музыкальное произведение. Кажется, что это просто шумы, помехи или неполадки в старом советском телевизоре, что таким телевизорам было вполне свойственно. Скорее всего, так, сидя в такой же комнате, смотря такой телевизор, подумал бы и обычный советский человек лет 40-50 назад. Ирония как раз в том, что и в наше время мысли большинства людей в Украине, к сожалению, не будут отличаться. Многие все еще будто смотрят на современное искусство глазами человека из прошлого. Но рамок уже давно нет. И как говорит сам Никита Лыськов: «В современном искусстве можно все».
В работе над анимацией Никиту привлекает сам результат, то, как «оживают» рисунки, как статичные изображение начинают двигаться после склеек и монтажных переходов. Ему нравится постоянно экспериментировать, применять в работе достижения техники, изобретения. С их помощью можно по-новому выразить себе как художника-аниматора, свои переживания и по-другому, в соответствии со временем, отобразить мир вокруг. Новые средства выражения развивают искусство, делают его динамичным, словно энергия техники приводит в движения рисованные картинки. Но всякий ли такой эксперимент можно считать удачным? Ответ каждый ищет для себя сам, но для начала можно выйти из своей комнаты.