Сам бренд «Одесса» довольно уникален по своей сути. Немного городов в мире за столь короткий исторический промежуток своего существования смогли так громко о себе заявить. И если в русскоязычном мире Одесса – столица юмора, то в большом мире Одесса – это в первую очередь бренд классической музыки. Я как профессиональный музыкант, объездивший с концертами более 40 стран мира, это прекрасно знаю – и горжусь тем, что одессит. Правда гордость эта в основном посещает меня на очередных гастролях, когда я обсуждаю со своими иностранными коллегами уникальность одесской пианистической или скрипичной школы. Причем эти разговоры всегда легки и приятны, поскольку коллеги во всем согласны и не оспаривают меня – целый сонм великих музыкантов-одесситов во главе с великой тройкой «Рихтер-Гилельс-Ойстрах» является железным аргументом. Да и если покопаться, то у добрых 90% ведущих скрипачей планеты есть музыкальные «одесские корни». То есть – у Одессы есть уникальный бренд. И насколько же он используется городом? Я бы сказал – от силы на несколько процентов. Когда я нахожусь дома – размышления о понятии одесского культурного бренда часто приводят меня к неутешительным мыслям о том, что бренд остался мифом, который может уже скоро исчезнуть. На самом деле за последние десятилетия Одесса неуклонно скатывается в болото культурной провинциальности. Об этом одесситы очень не любят говорить вслух, но любой человек, хоть немного знакомый с жизнью европейских метрополий, легко подтвердит это.
И один из самых очевидных факторов, подтверждающих это – в городе не было фестиваля классической музыки категории «А». с 10 по 14 июня в Одессе такой фестиваль состоялся и по всем параметрам он оказался большим успехом, особенно учитывая то, что на него не было потрачено ни копейки государственных денег. К нам приехали реальные звезды европейской сцены – оперный бас Паата Бурчуладзе, скрипач Майкл Гуттман, культовые эстонские ансамбли «Хортус музикус» и «Арт джаз Квартет», выступали талантливейшие украинские артисты.
Состоялась премьера проекта «Искусство войны», который мы задумали и совместно реализовали с Владом Троицким – думаю, он стал центральным событием фестиваля, и его ждет большое будущее. Проект является кооперацией фестивалей Odessa Classics и «Гоголь феста». Кстати оба фестиваля роднит принцип их построения – это мультидисциплинарные проекты. Именно такой тренд сейчас присущ лучшим фестивалям мира – вот и мы захотели не отставать.
За 5 фестивальных дней прошло 14 мероприятий – и наряду с классикой звучала современная, старинная музыка, джаз; были театр, поэзия, юмор, современная хореография, открылись 3 выставки. (В том числе персональная А.Ройтбурда – в главной одесском академическом музее). Были проведены интереснейшие культурологические дискуссии и мастерклассы.
Одесская публика, заполнившая залы всех мероприятий, показала себя замечательно – она оказалась готова к новому формату фестиваля, и проявила себя как всегда теплой и эмоциональной. Все без исключения артисты были реально счастливы, а учитывая их широчайший круг общения на мировой сцене – новости о том, что бренд музыкальной Одессы жив и сам город полон атмосферой Мира и Праздника – разнесутся по разным странам.
Кстати о гостях – их было немало. Одна только эстонская делегация в почти сотню меломанов, политиков, крупных бизнесменов, журналистов посетила и фестиваль, и разнообразные мероприятия в городе и одесском регионе. Еще одно достижение – приезд нескольких влиятельных российских журналистов из «Эха Москвы», «Новой газеты» и др. Уверен, что их репортажи и прямые радиоэфиры с фестиваля сделали для контрпропаганды кремлевским рупорам больше чем можно себе представить.
Такой фестиваль – это не просто культурное событие. Это уникальная возможность привезти в город правильных туристов: на «Odessa Classics» приехали ведущие культурологи, из Прибалтики – миллионеры, люди, которые инвестируют в Одессу. Когда происходит такое мероприятие, ведутся разговоры о том чтобы инвестировать в город и дальше. Ведь Одесса – это туристический город. А развитие культурного туризма создает рабочие места, инвестиционный климат.
Я очень надеюсь, что следующий фестиваль будет поддержан местными властями на финансовом уровне. Потому что нигде в мире невозможно проведение серьезного фестиваля искусств только на меценатской поддержке. Да это и неправильно по своей сути – ведь современный мировой опыт доказывает, что хороший масштабный фестиваль всегда идет на пользу любому городу - и как правило власть это понимает и помогает таким проектам .
Фестивальный проект ODESSA CLASSICS начался очень успешно. Но то, что он смог состояться без господдержки – что то вроде чуда, такое может произойти только однажды. Будет ли будущее у фестиваля? Поживем - увидим. Я – оптимист. Наша цель попытаться в максимально короткий срок (3-5 лет) сделать фестиваль не только лучшим в стране, но и одним из самых ярких в Европе.