Например, в 1992 году с каких вдруг дрожжей нас с Евгением Щербанем (который, спустя несколько лет, будучи народным депутатом, - погиб) просто распирало желание стать акционерами Украинской фондовой биржи, не понимая тогда, как вообще будет в Украине функционировать фондовый рынок. А в 1994 году с Леонидом Черновецким мы первыми начали в Киеве привлекать от граждан приватизационные депозитные счета в управление в Доверительное общество «Правэкс-траст», где я был директором. Совершенно не зная тогда, что уже в следующем 95-м году по инициативе Натальи Ветренко народные депутаты отменят лицензирование ДО, а в обращение войдут приватизационные имущественные сертификаты (ваучеры).
Чем-то невероятным представляется сейчас взяться «с нуля» за приватизацию таких металлургических гигантов, как «Азовсталь» и им. Ильича. Однако тогда в 1997 году с финансовым директором «Азовстали» Виктором Пантелеенко мы не только начали операции купли-продажи акций комбината, а и впервые приступили к формированию реестра именных ценных бумаг. И фактически уже «на автомате», принималось мной предложение генерального директора меткомбината им. Ильича Владимира Бойко начать аналогичные приватизационные процессы в его акционерном обществе.
И уже сейчас мы хорошо знаем примеры, когда рост рыночной стоимости самых ликвидных акций, принадлежащих украинским олигархам, могли принимать просто астрономические размеры. Так, несколько лет назад эксперты газеты «Дело» подсчитали: в период с 1999г. по 2004г. группа «Приват» приобрела горно-металлургические активы пяти акционерных обществ за 35,7 млн. долл. США, затем внесли на увеличение уставных фондов этих ОАО дополнительно $331,85 млн. и в 2007г. продали пакеты акций этих предприятий российской компании Evraz Group ориентировочно за общую сумму в 3,5 млрд. долл. США.
Конечно, Украина по-прежнему остается страной с одним из самых низких уровней капитализации, и потенциал роста остается практически у каждой акции, но побудительных мотивов к массированным покупкам акций становится все меньше. И инвесторы становятся все более внимательными и изобретательными. Ожидания глобального роста котировок почти беспочвенны. Однако, вспомнить «приятно»: каково, только за куплю-продажу пакетов акций собственники «Привата» получили прибыль более, чем 3 млрд. долларов США. Вот почему всегда был и остаюсь я сторонником монетарной приватизации.
Но самое главное, что в те годы, занимаясь бизнесом, лично мне и в голову не приходило, что я делаю деньги. Важнее было получить искомый результат, и использовать новые идеи. Все мы тогда в буквальном смысле много вкалывали. Те лихие 90-е годы были очень тяжелые, но я приобрел огромный опыт, научился управлять людьми в экстремальных условиях и жестко отстаивать свою точку зрения и свое мнение. И мои управленческие решения не просто отличались, чтобы отличаться, а они отличались тем, что эффективнее и сильнее других.
Жизнь в бизнесе очень напряженна. Надо постоянно двигаться и никогда не останавливаться. Если остановишься, считай – пропал. Для того, чтобы быть успешным человеком, требуется упорство и готовность работать по 18 часов в сутки. А определив цель, надо двигаться к ней, преодолевая возникающие препятствия. Анализировать проблемы и мысленно определять их решение на ближайшую, среднесрочную и длительную перспективу.
Вот и сейчас, в частности, уже очевидно, что в Украине не только шоколад может иметь привкус денег, а и Интернет может приносить огромные прибыли, притягивая в виртуальную реальность миллиарды. Здесь нужно концентрировать силы и расходовать их в нужном направлении.
И всё же жизнь прекрасна тем, что никогда не знаешь, кем ты станешь и что тебя ждет в будущем.