ГоловнаПолітика

"Свобода слова": Судебная реформа или судебный передел?

Темой программы стала реформа судебной системы.

"Свобода слова": Судебная реформа или судебный передел?

Экспертов попросили ответить на вопрос, что может стать предпосылкой для создания независимого правосудия.

Первые реплики, казалось, готовили зрителей к двум часам спокойного обмена занудными репликами между завсегдатаями эфиров. Но появление перед микрофоном главы Верховного суда Василия Онопенко привело гостей студии и телезрителей в тонус.

Ведь глава суда в настоящее время находится под "обстрелом" прокуратуры - арестован его зять, супруг старшей дочери, Евгений Корнийчук, а против его младшей дочери возбуждено уголовное дело. Ранее Онопенко, комментируя ситуацию, в которой оказались члены его семьи, всегда отделывался очень нейтральными формулировками. Иногда - на грани черного юмора. Все ждали, кода его начнут спрашивать об этих арестах. Но начали с вопроса о независимости судебной системы. А чтобы получить ответы по арестам родственников, как оказалось, пришлось вопрос повторять трижды, а последний раз - прямо в лоб.

Представляя Онопенко, ведущий оговорился и назвал его главой Верховной Рады.

"Простите, но эта оговорка лишь подчеркивает важность суда", - поправился ведущий.

Итак, в самом начале Онопенко показал свою недавно презентованную книгу "Мені судилося", а также процитировал сам себя: "Без справедливого независимого суда не может состояться правовое государство, а общество стать гражданским".

"Да, за период моей работы я делал все, чтобы судебная система стала независимой", - сказал он.

А дальше глава ВСУ раскритиковал судебную реформу: "В июле был принят новый закон о судопроизводстве. Это хорошо, ведь ранее действовал закон 20-летней давности. Но он не только не оправдал те надежды, которые возлагались на него, но и отбросил Украину на 10 лет назад. И сегодня только ленивый не критикует судебную систему".

Это заявление интересно еще потому, что ранее СМИ сообщали о том, что куратор реформы из АП Андрей Портнов подал в отставку из-за недовольства президента ее ходом. Потом Портнов опроверг эти слухи.

"Стал ли Верховный суд ближе к людям?", - задал Онопенко вопрос, который чуть позже повторит бютовец Сергей Власенко. - "В итоге люди сидят по полгода и ничего сделать не могут. Верховный суд не может пересмотреть эти дела, потому что высшие специализированные суды решают - направлять дело в ВС или нет".

Тут ведущий первый раз намекнул на уголовные дела против родственников Онопенко. Куликов спросил в целом относительно такого явления, как давление через угрозы родственникам. Но глава ВСУ ответил очень образно, обращаясь за примерами к Таджикистами. Посетовал, что Украина лидирует в Европе по количеству арестов.

Но журналисты вновь задали вопрос о давлении. И уже прозвучал вопрос о деле против его дочери. И снова Онопенко ушел от прямого ответа.

Затем ему дали "передышку", задав вопрос о том, не собирается ли он в отставку. Глава ВСУ ответил в стиле "если не я, так кто же?" и заверил, что уходить не собирается.

Но тут "давить" на главу ВСУ стал Сергей Рахманин. Ему несколько раз пришлось уточнять вопрос о преследованиях родственников, прежде, чем Онопенко ответил на него. Однако даже в этом случае он не дал этому случаю какой-либо эмоциональной окраски. Складывалось впечатление, что глава суда едва ли не поддерживает прокуратуру.

Такая позиция Онопенко, казалось, произвела сильное впечатление на присутствующих, которые уже не пытались добиться от него прямых ответов. Потому далее он лишь заявил о том, что судьи работают в условиях сильного давления. А также прокомментировал реплику Власенко.

Депутат сообщил, что Рада на следующей пленарной неделе готова рассмотреть законопроект, учитывающий замечания Венецианской комиссии касательно увеличения полномочий Верховного суда. Однако законопроект предусматривает сокращение 29 судей с тем, чтобы довести их количество до 20-ти, как это было предусмотрено законом ранее.

"Решение будет принимать квалификационная комиссия", - сказал Власенко. По его словам, одним из критериев оценки судей будет их публичные выступления в СМИ, а также научные звания.

"Таким образом хотят оттеснить из ВСУ честных судей. Таких критериев отбора нет. Устраивать кастинг – это позор не только для Украины, но и для всей Европы. Если будет принят такой закон, то судьи ВСУ на это посмешище не пойдут", - сказал глава ВСУ.

Выступления двух следующих депутатов - Святослава Олийныка и Сергея Власнеко - было комплиментарным: они защищали "своих" и искали изъяны в работе оппонентов.

Регионал Олег Надоша попытался быть оригинальным и говорил об общих вещах.

Валентин Наливайченко, который завершал передачу, сделал два интересных заявления. Во-первых, попытался успокоить судей и сообщил, что СБУ не собирает на них досье. Видимо он, как экс-глава СБУ, хотел убедить, как глава "Нашей Украины", судейский корпус в том, что им ничего не угрожает в случае вынесения решений в пользу оппозиции.

Во-вторых, отвечая на вопрос, докладывало ли СБУ при нем о махинациях с медпрепаратами в ходе эпидемии свиного гриппа, сообщил, что не просто докладывало, но собрало столько материала, что по ним и возбуждено уголовное дело нынешней властью.

Точку поставили эксперты в ходе финального опроса.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram