Все публикацииПолитика

Верховному суду разрешили пересматривать решения Высших судов

Верховный Суд может пересматривать решения Высших хозяйственного и административного судов Украины.

Об этом заявил председатель Судебной палаты в хозяйственных делах Верховного Суда Украины Валентин Барбара, отвечая на вопрос журналистов относительно последующей деятельности высшего судебного органа государства в свете принятого 11 марта 2010 года Решения Конституционного Суда Украины №8-рп/2010. Об этом сообщили в пресс-службе ВСУ.

По словам Барбары, это решение по делу о конституционном представлении 46 народных депутатов Украины об официальном разъяснении терминов «наивысший судебный орган», «высший судебный орган», «кассационное обжалование», которые содержатся в статьях 125, 129 Конституции Украины, никоим образом не ограничивает полномочий Верховного Суда Украины. ВСУ, определенный Конституцией высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции, и в дальнейшем будет осуществлять пересмотр судебных решений Высших хозяйственного и административного судов Украины в пределах полномочий согласно действующему законодательству.

Барбара обратил внимание представителей средств массовой информации на то, что даже в названии статьи 111-15 Хозяйственного процессуального кодекса Украины (ХПКУ) нет термина «кассационное обжалование». Она звучит таким образом: «Основания для обжалования в Верховном Суде Украины постановлений или определений Высшего хозяйственного суда Украины». А термин «в кассационном порядке» означает форму обращения в Верховный Суд (право обжаловать в кассационном порядке судебные решения Высшего хозяйственного суда Украины имеют стороны в деле и генеральный прокурор Украины, статья 111-14 ХПКУ), а не основание для рассмотрения дела.

Такие основания (их теперь пять) четко выписаны в статье 111-15 Хозяйственного процессуального кодекса Украины и направлены они, как и вся деятельность высшего судебного органа государства в системе судов общей юрисдикции, на обеспечение единства судебной практики всеми судами Украины, отметил председатель Судебной палаты ВСУ. Поэтому, кассационная жалоба на решение Высших специализированных судов Украины, и в частности, Высшего хозяйственного, может быть принята Верховным Судом лишь при наличии исключительных обстоятельств, предусмотренных действующим законодательством. Эти обстоятельства исключают обязательность кассации в Верховном Суде, в отличие от обжалования в высших специализированных судах Украины. И в этом смысле Конституционный Суд вовсе не ограничил полномочия Верховного Суда, а просто расставил точки над «і», указав на необходимость совершенствования законодательства в сфере судопроизводства, заметил Барбара.

До того же момента, пока Верховная Рада не внесет изменения или не отменит раздел ХІІ-2 Хозяйственного процессуального кодекса Украины относительно пересмотра судебных решений Высшего хозяйственного суда Украины Верховным Судом Украины, эти нормы закона являются обязательными для выполнения, поскольку и Конституционный Суд их неконституционными не признал.

По словам Барбары, судьи Верховного Суда Украины полностью согласны с основным заключением Конституционного Суда, обнародованным 16 марта 2010 года, о том, что законодатель должен усовершенствовать формы обжалования и пересмотра решений судов общей юрисдикции. В этой связи председатель Судебной палаты по хозяйственным делам особенно актуальной назвал необходимость принятия нового Хозяйственного процессуального кодекса Украины, проект которого прошел первое чтение в Верховной Раде. Несовершенство действующего ХПКУ, принятого намного раньше, чем Кодекс административного судопроизводства и Гражданский процессуальный кодекс Украины, которыми на палаты Верховного Суда возложена возможность обеспечивать единство судебной практики всеми судами Украины, подтвердил теперь и Конституционный Суд, отметил Барбара.

В решении Конституционного Суда от 11 марта 2010 года есть ссылка на практику Европейского суда по правам человека. Этот суд, напомнил Барбара, никогда не отменяет решения национальных судов, а лишь констатирует, что действующее законодательство той или иной страны не дает возможности в полной мере защитить права и свободы ее гражданина, а, следовательно, нуждается в совершенствовании.

Поэтому, по убеждению председателя Судебной палаты по хозяйственным делам Верховного Суда Украины, нужно всем вместе – и Верховной Раде, и высшим специализированным судам, и Верховному Суду – объединить усилия ради приведения действующего законодательства Украины к европейским стандартам судебной защиты прав человека.