Все публикацииПолитика

Отставить нельзя оставить

«Бог любит троицу и не любит Тимошенко» – самая популярная теперь хохма в среде «бело-голубых». Утром среды ПР, как и обещала, начала сбор подписей за отставку Кабмина. Не особо надеясь на успех затеи мероприятия, более того – вовсе его не желая.

Соня КошкинаСоня Кошкина, Шеф-редактор LB.ua
Отставить нельзя оставить
Фото: vesti.kz

В отличие от 11-го июля 2008-го и 5-го февраля 2009-го, когда «регионалы» всерьез намеревались «зачистить» ЮВТ из правительства. Год назад они собрали под это 174 голоса, полгода тому – 203. Особое расстройство спровоцировал последний результат. Тему с выражением недоверия КМУ в публичной плоскости тогда «запустила» «группа РУЭ» в ПР: Левочкин, Бойко, примкнувшая к ним Герман. Их оппонентам – группе «отцов-содержателей», контролирующих несравненно большее число депутатов, не оставалось ничего иного, как тему поддержать. «Фирташевцы» имели циничный расчет: сорвать отлично к тому времени налаженный диалог Ахметова-Колесникова энд Ко с КМУ. Диалог не сорвали, но нервы попортили. Впрочем, перед журналистами оправдывались уже все вместе: главное, мол, не увольнения леди Ю добиться – принципиальность свою избирателям продемонстрировать. Хотя, в начале года Виктор Федорович отнюдь не прочь был сменить Юлию Владимировну в премьерском кресле. Сейчас, конечно, радуется, что не сменил. Испытание кризисом, на фоне гриппа, кажется цветочками.

Уже и не сменит. Литвин пилить сук Тимошенко категорически отказывается, львиная доля «нашеукраинцев» - тоже. Если даже допустить, что ПР, фантастическим каким-то образом, удастся их «уломать» - собрать нужные «за», присвоив Юлии Владимировне статус «и.о.», для избрания нового Премьер-министра с новым Кабинетом, придется формировать новую коалицию. Причем официально не кулуарно. А это уже чересчур – ни Литвин, ни «оранжевые» перед выборами на подобное ни за что не отважатся. Не говоря о том, что повода пропиариться лучшего, чем коллективная парламентская обструкция, Юлии Владимировне желать не приходится. Получив подобный «подарок», восьми процентный разрыв с Януковичем она ликвидирует в считанные дни.

Очевидно, раньше, чем к весне, нового главу исполнительной власти с «прилагающимися» к нему министрами, ожидать не приходится. И то, лишь после того, как в Раде появится новое большинство – под победителя гонки. Без своего большинства Президенту Януковичу Премьера Тимошенко из Кабмина ни за что не выжить. Президенту же Тимошенко даже большинство не требуется, Турчинов может оставаться «на хозяйстве» в КМУ бесконечно долго – так даже удобнее.

Фото: Униан

Во избежание подобных двузначностей, лидерам забега следовало бы назвать «своих» кандидатов на премьерство уже сейчас. Даже, если исполнять данное слово они потом передумают. Это, по крайней мере, честно по отношению к избирателю, который имеет полное право знать имя «правой руки» «своего» кандидата так же, как знает первую десятку предвыборного списка на парламентских. Честно еще и потому, что позволит избежать кулуарной «дележки» постов за «красивые глаза», либо – за поддержку между первым и вторым туром.

Эталон порядочности первым продемонстрировал Литвин. Назвал, в качестве будущего главы КМУ, Сергея Гринивецкого. Тимошенко подобный вопрос задавать неинтересно, Турчинов – единственный, кому она доверяет. Янукович, за себя, и рад бы ответить – не может. Виктору Федоровичу «приписывают» Ющенко, Яценюка и даже Тигипко. Все три «приписки» истине не соответствуют. Если Виктор Федорович протянет руку Виктору Андреевичу, он свой рейтинг не увеличит – обвалит. Арсению Петровичу подобные предложения логично было делать полгода тому назад, когда у него было 14%. Сегодня, когда стало 6%, это даже не смешно. Торговаться с Тигипко, напротив, рано – пусть, сперва, покажет себя в первом туре. Впрочем, как бы он себя не показал, с декабря 2004-го – после второго тура, экс-глава штаба Тигипко Януковичу больше не пара. Даже если речь идет о партии в теннис. Сам Виктор Федорович назвал бы Азарова, да Николай Янович:

а) стар;

б) не устраивает бело-голубых бизнесменов (причем всех – от мала до велика);

в) еще не прошел испытание главой штаба.

Определиться с будущим премьером уже сейчас, потенциальным победителям важно даже не для избирателей – для самих себя. В существующей системе конституционных координат Президент не может быть по-настоящему эффективным без поддержки Премьера. И наоборот. Ведь залог успешности, да и политического выживания нового гаранта не столько в том, чтобы переформатировать под себя Раду, сколько в том – чтоб переориентировать на себя, в преддверии выборов 30-го мая, основные региональные элиты. В том числе те, которые сегодня ориентированы на его оппонентов (не обязательно – фаворитов гонки).

Без поддержки на местах; без интеграции в госаппарат (через фильтр «своей» команды) нового поколения молодых бизнесменов и активистов, «задавленных» «авторитетом» «старших товарищей»; без выхода собственной политсилы за узкие рамки «партии власти»; ничего толкового у нового гаранта не получится.

Времени, с конца февраля (обнародования результатов волеизъявления) до конца мая, для заигрывания с региональными элитами, вполне достаточно. Первые попытки предпринимаются уже сейчас. Обусловлены они, впрочем, не столько осознанием важности этого самого «заигрывания», сколько – режимом экономии, в котором проистекает кампания. Вот, Юлия Владимировна и Владимир Михайлович разными словами пообещали своим сторонникам (прежде всего – членам комиссий и наблюдателям) одно и то же: места в списках на местных выборах. Чем больше голосов «свой» кандидат наберет на данной территории на президентских, тем выше шансы – «кураторы» территории обзаведутся в мае мандатами. Проконтролировать выполнение обещанного, ясное дело, невозможно.

Кстати, о режиме экономии. Из-за него нынешняя гонка финансируется «по правилам» кампаний парламентских и местных – в каждом отдельно взятом регионе, команда покрывает свои затраты сама. Насколько успешно – зависит, в основном, от предприимчивости начштаба области. Из «общего котла» спонсируют только поездки кандидата. Печать рекламной продукции, покупку рекламных площадей, доплаты наблюдателям и членам комиссий – частично. Сегодня это актуально как для ПР, так и для БЮТ. Тратятся, в основном, на регионы, которые считают проблемными: как с точки зрения собственной команды в области, так и ее электорального потенциала. Там, где «и так все за нас», лишних денег не расходуют – «бухгалтерию» отдают на откуп местных активистов. Потому-то доплаты членам комиссий и наблюдателям БЮТ в Кировоградской и, допустим, Ивано-Франковской областях, отличаются весьма существенно.

На этой почве регулярно возникают конфликты. Особенно, когда «вдруг выясняется»: мало «содержать» свой регион – в «общак», оказывается, тоже надо «отстегивать». Последними столь неприятное для себя открытие сделали «регионалы» Крыма. В Харькове еще более анекдотичная ситуация – здешние бело-голубые сперва активно сражались между собой за право финансировать выборы единолично (так, чтобы об этом непременно знал Лидер). В сражении победил Добкин. Не прошло и месяца, как Центр обложил «оброком» всех остальных (за компанию с Добкиным, видимо).

Таким образом, только однозначно выгодный новому Президенту исход местных выборов 30-го мая станет фактором его полноценной легализации во власти. Только тогда можно будет сказать: вот – народный президент.

Есть, впрочем, и второй фактор. Действительное (а не номинальное!) признание его нескромной персоны мировой общественностью. Как на Западе, так и на Севере. По нынешней Конституции, внешнеполитическая деятельность – прерогатива Президента, вообще-то. То, что Премьер ее сейчас узурпировала, ни о чем (кроме аморфности Ющенко) не говорит. «Раннего» Ющенко, образца 2005-2006 частенько упрекали: внешнему вектору внимания уделяет больше, чем внутренним проблемам. Что не замедлило негативно сказаться на его рейтинге. Хотя, при других обстоятельствах (если б на месте Ющенко был кто-то другой), могло способствовать увеличению кредита доверия. Этот кредит увеличит его сменщик, если сумеет добиться того, чтобы Украину в мире не только слушали, но и слышали (о чем, в последние годы, остается лишь мечтать). А добиться этого без поддержки Премьера-единомышленника сложновато. Иначе, ситуации, когда гарант снабжает Премьера, в дальнюю дорогу, одними директивами, а он, прибыв на переговоры, делает все по-своему, повторяться будут до бесконечности. Чем это чревато, скажем, в газовом вопросе, пояснять излишне.

Круг, таким образом, замыкается: новый Президент без «своего» Премьера – что Ющенко на второй срок. Отставить нельзя оставить.

Соня КошкинаСоня Кошкина, Шеф-редактор LB.ua