ГоловнаСвіт

Поствиборче шоу Трампа. Тепер - на міжнародній арені

Завершилось девятидневное зарубежное турне Дональда Трампа, в рамках которого американский президент посетил Ближний Восток (Саудовскую Аравию, Израиль), упомянутую встречу НАТО (Бельгия) и саммит G7 (Италия).

Фото: EPA/UPG

Внешнеполитические потуги Трампа по «Большой Америке»

Белый дом уже назвал зарубежную поездку американского президента беспрецедентной. Было также отмечено, что турне продемонстрировало, кто является другом Америки, а кто нет.

В отличие от положительной оценки официальным Госдепом «смотрин» Трампом НАТО, ЕС и "Большой семерки" европейские обозреватели в свою очередь более сдержанны в оценках итогов турне. И дело даже не только в эпатажности президента США.

Отличаются выводы и европейских политиков. Так, Ангела Меркель и Дональд Трамп по-разному оценили итоги встреч в рамках НАТО и G7. Для канцлера ФРГ заявления американского президента фактически являются шансом выстраивать собственную европейскую политику безопасности (“брать судьбу в собственные руки”, как она выразилась). Недовольство политиков — и не только Меркель, вызвал в частности отказ президента США поддержать действия связанные с изменениями климата.

Слева-направо: президент США Дональд Трамп, генсек НАТО Йенс Столтенберг и канцлер Германии Ангела Меркель во время саммита НАТО
в Брюсселе, 25 мая 2017.
Фото: EPA/UPG
Слева-направо: президент США Дональд Трамп, генсек НАТО Йенс Столтенберг и канцлер Германии Ангела Меркель во время саммита НАТО в Брюсселе, 25 мая 2017.

Более оптимистично относительно действий и заявлений Трампа настроен Дональд Туск. Объясняется это видимо том, что сейчас Трамп производит лучшее впечатление по сравнению с тем, что было сразу после выборов в США.

Положительные стороны зарубежного вояжа Трампа

В общем, определенные итоги заграничного турне Трампа, несмотря на незначительные ляпы, можно характеризовать как положительные. По крайней мере с экономической точки зрения.

Трамп, несмотря на скепсис и значительные опасения, смог заключить (беспрецедентное для США) соглашение на поставку вооружения в Саудовскую Аравию. Речь идет о контракте на сумму около 110 млрд долл. США. И это, вероятно, не окончательная сумма, ведь по планам в течение следующих 10 лет контракт может может достичь 350 млрд долл. США.

Так, согласно условиям контракта, Саудовская Аравия получит 150 вертолетов “Black Hawk” (общая сумма 6 млрд долл. США), бронетехнику и танки, артиллерийские установки и противоракетные комплексы Patriot и THAAD, а также корабли береговой обороны. До этого момента США поставляли Эр-Рияду разнообразную военную технику и оборудование на более скромные суммы.

Фото: EPA/UPG

Активизация отношений на военном направлении связана не только с поиском противовеса Ирану, но и с тем, что США заинтересованы в усилении военных возможностей Саудовской Аравии. К тому же таким образом несколько ослабляется нагрузка на США на Ближнем Востоке. Речь идет о т.н. «Арабском НАТО».

Идея «Арабского НАТО», по свидетельству Washington Post, изначально предусматривала достаточно весомую поддержку Саудовской Аравии, но до сих пор не была открыто одобрена правительством США. Соответствующая концепция вписывается в три основных принципа внешней политики Трампа «Америка прежде всего»: (1) усиление американского лидерства в регионе (2) переложение финансового бремени по обеспечению безопасности (3) обеспечение американцев рабочими местами за счет продажи военного оружия и снаряжения.

Эр-Рияд рассматривается Вашингтоном не только в качестве одного из форпостов борьбы с терроризмом в регионе (ИГИЛ) и режимом Ассада. Стоит упомянуть и влияние Саудовской Аравии на энергетическую политику. И не только в данном регионе.

Можно согласиться и определенными мнениями, что суннитская часть арабского мира усматривает в США достаточно мощного союзника. Поэтому лидеры государств представителей этого течения заинтересованы в Вашингтоне не меньше.

Приветственный плакат на улице Вифлеема, Западный берег, в день встречи президента США Дональда Трампа с президентом Палестины
Махмудом Аббасом в Вифлееме, Западный берег, 23 мая 2017.
Фото: EPA/UPG
Приветственный плакат на улице Вифлеема, Западный берег, в день встречи президента США Дональда Трампа с президентом Палестины Махмудом Аббасом в Вифлееме, Западный берег, 23 мая 2017.

Вместе с тем, российские аналитики уже увидели на Ближнем Востоке формирование США коалиции, направленной не только против Дамаска и Тегерана, но и России с Турцией.

В качестве сдержанного позитива стоит упомянуть тот факт, что по итогам работы «Большой семерки» все государства этого клуба не исключили вероятность еще большего усиления санкций против России. Однако, нам нечего и радоваться соответствующему факту, ведь такие заявления можно считать скорее подбадриванием Украины чем готовностью осуществлять соответсnвенные шаги в этом направлении.

Встреча НАТО - определение ориентиров и перспектив

Согласно плану в бельгийской столице должен был состоятся полноценный саммит, но впоследствии статус был изменен — на встречу лидеров государств НАТО.

Данное мероприятие не разочаровало аналитиков и обозревателей, по крайней мере в части неожиданных и неординарных ситуаций. Можно даже говорить о том, что ожидания были даже превзойдены.

Стоит хотя бы вспомнить «гендерный конфуз», когда единственным человеком среди первых леди стал бельгиец Готье Дестне, который находится в однополом браке (с 2015г.) с премьер-министром Люксембурга.

Слева-направо: первая леди Турции - Эмине Гюльбаран Эрдоган, Готье Дестне, первая леди США - Мелания Трамп, спутница премьера
Словении - Мойка Стропник, королева Бельгии Матильда и супруга премьера Исландии Маргрет Балдвинсдоттир.
Фото: Peopletalk
Слева-направо: первая леди Турции - Эмине Гюльбаран Эрдоган, Готье Дестне, первая леди США - Мелания Трамп, спутница премьера Словении - Мойка Стропник, королева Бельгии Матильда и супруга премьера Исландии Маргрет Балдвинсдоттир.

Нынешняя встреча была самой короткой за всю историю таких мероприятий НАТО. По итогам саммита не было обнародовано никаких документов, а половину времени официального мероприятия заняла церемония передачи со стороны Бельгии новой штаб-квартиры.

Трампу не удалось доказать свою приверженность НАТО, хотя его риторика и потерпела коррекцию. Около полугода назад он называл Альянс устаревшей структурой намекая на нецелесообразность участия в нем США.

Сейчас же он фактически выступил с требованием к членам НАТО увеличить расходы на оборону для противодействия современным вызовам. При этом он обвинил 23 из 28 государств в невыполнении своих обязанностей. Во время своего выступления Трамп повторил мантру о том, что члены Альянса переложили на плечи США обязанности защищать европейские государства, которые взамен делают недостаточно - не выделяют на оборону 2% ВВП и тому подобное.

Выступление президента США был встречено довольно сдержанно и показательно. Хотя такого рода заявлений от него ожидали.

Выводы со стороны государств ЕС не заставили себя ждать. «Европейский скелет» начал не только задумываться о собственной безопасности безотносительно к США. Подтверждением этому может быть реакция канцлера Германии и других немецких политиков.

И это далеко не полный перечень неординарных высказываний и действий президента США.

Предвыборная компания в стиле Чарли Чаплина переросла и во внешнеполитическую “фишку”

Сам визит президента США Дональна Трампа в Европу и встреча лидеров стран НАТО запомнился своей непрогнозированностью и «загадочным» языком жестов и поведенческих моделей. Трамп «встряхнул» не только европейских лидеров.

Трамп удивил всех экстравагантностью своих действий. И речь не только в отталкивании премьер-министра Черногории, а и рукопожатий, возгласов и манеры поведения.

Рукопожатие президента США Трампа и Франции Макрона, 25 мая 2017.
Фото: EPA/UPG
Рукопожатие президента США Трампа и Франции Макрона, 25 мая 2017.

Как настоящий шоумен президент США в очередной раз показал свою фишку «перетягивание каната» - коронное рукопожатие. Хотя на этот раз нашел достаточно мощного оппонента — президента Франции Эммануэля Макрона. До этого, в такой роли выступал президент Таджикистана Эмомали Рахмон.

Не только в американской, но и в европейской прессе зазвучали намеки на сомнительную адекватность президента США. Так, в частности, “Шпигель” использует различные эпитеты в оценке его не только психологического состояния. Речь идет о том, что Трампа можно рассматривать в качестве угрозы.

Россия - тактика сдерживания и диалога

Во время своей речи Трамп вспомнил и о России, заметив об угрозе с ее стороны. Правда, соответствующее заявление было достаточно расплывчатым и не четким. Ведь Москва была упомянута только в контексте того, что НАТО должна сосредотачиваться на терроризме, миграции и угрозах со стороны России, Востока и Юга.

Антироссийская риторика Трампа — это ничто иное как ориентация на внутри американскую аудиторию. Такого рода заявления — это подыгрывание настроениям и отвод от себя подозрений в связях с Россией. Тем более в свете публикации “The Guardian” о вовлеченности зятя (Джареда Кушнера) к созданию секретного коммуникационного канала с Россией.

Несмотря на то, что Россию не обошли вниманием, Москва не стала топ-темой выступлений. Она рассматривалась не только как соперник, но и потенциальный партнер. Именно поэтому, по свидетельству Столтенберга, государства-члены будут развивать отношения с Россией опираясь на оправданный прагматизм.

Дональд Трамп и Йенс Столтенберг во время саммита НАТО в Брюсселе
Фото: EPA/UPG
Дональд Трамп и Йенс Столтенберг во время саммита НАТО в Брюсселе

Стратегия сдерживания и диалога, произнесенная не только во время встречи, является ничем иным как модернизированным возвратом к временам монополярного мира с разграничением геополитических сфер влияния.

Целесообразно учитывать и то, что позиции США и ЕС на отношения с Россией не совпадают. Такие выводы можно сделать по итогам встречи между Трампом и Туском.

И хотя сущность разногласий не было произнесено, можно предположить, что президент США видя в России мощного союзника на Ближнем Востоке может «закрыть глаза» на определенные огрехи Кремля. Не исключено, что Трамп мог бы согласиться на разграничение сфер влияния и признание за РФ не только постсоветского пространства.

Вопрос Украины

Как и ожидалось, Украина не стала топ-темой на саммите. Однако заявления руководителей европейских государств и генсека НАТО дают сдержанную надежду на поддержку. Так, Столтенберг выразил обещание по поддержке Украины.

Тот факт, что НАТО, как и ожидалось, будет продолжать усиливать партнерство с Украиной предоставляя практическую помощь, не вызывал сомнения. Хотя соответствующая помощь не будет, скорее всего, той, на которую рассчитывает Киев. Дело в том, что после выступления Трампа и предыдущих заявлений о конвертации помощи США в кредиты несколько ослабляет оптимизм по этому поводу.

Как представляется, общей или хотя бы схожей является позиция США, НАТО и ЕС по Минскому процессу. Хотя и здесь не стоит ожидать определенного прорыва. Скорее всего речь идет о принуждении Украины выполнять (в одностороннем порядке) взятые на себя обязательства в рамках Минского процесса. Речь идет скорее о тех пунктах, которые могут представлять угрозу национальной безопасности Украины.

Трамп: ключевой проблемой для мира политика Пхеньяна

На встрече НАТО Трамп в очередной раз объявил, что первостепенной и ключевой проблемой остается Северная Корея. Именно Пхеньян, учитывая его немотивированную и неадекватную политику, заслуживает продолжения блокады.

По итогам встреч президент США Дональд Трамп, председатель Европейского Совета Дональд Туск и председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер высказались за усиление взаимодействия для дальнейшей политической и экономической изоляции КНДР. Об ответных действиях шла речь и во время встречи лидеров государств НАТО.

 Дональд Трамп, Дональд Туск и Жан-Клод Юнкер во время совместного заявления после встречи на саммите
Фото: EPA/UPG
Дональд Трамп, Дональд Туск и Жан-Клод Юнкер во время совместного заявления после встречи на саммите

Озабоченность Вашингтона понятна, ведь Пхеньян активизировал собственные ракетные испытания и ядерную программу. Недавний удачный запуск ракеты «Квасонг-12» вдохновляет Северную Корею на дальнейшие шаги в направлении межконтинентальных ракет. Соответствующее обстоятельство беспокоит не только Вашингтон, но и его союзников в АТР.

В свою очередь Пхеньян в противовес вероятной военной агрессии США угрожает ядерной атакой не только Северной Кореи, на территории которой размещены американские военные базы (или дислоцированные на о. Гуам), но и США. Угрозы касались и американского авианосца «Карл Винсон», который был задействован в совместных учениях с ВМС Японии.

Сразу после завершения встречи высокого уровня НАТО, внимание обозревателей переключилось на встречу «Большой семерки».

Встреча лидеров НАТО показала, что несмотря на договоренности и очное знакомство Трампа с Альянсом, Североатлантический союз переживает не лучшие времена.

Правда, поведение американского президента, несмотря на его эпатажность, не способно кардинальным образом повлиять не только на единство Альянса, но и на ситуацию в Европе, а также на Ближнем Востоке.

Противодействие современным угрозам требует совместных и согласованных действий, даже при условии, что они кому-то из членов НАТО не нравится.

США уже более целенаправленно ориентирует свое внимание на Ближний и большой Восток, тогда как европейские дела значительно меньше беспокоят Вашингтон.

Турне показало, что Трамп занят реализацией собственных предвыборных обещаний путем развития экономических возможностей США.

Коммуникация членов и поведение после мероприятия показали, что несмотря на возможные разногласия НАТО остается целостной структурой, двери которой открыты для будущих членов.

​Олег Чабала​Олег Чабала, политический эксперт
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram