ГоловнаСвіт

Білорусь-Україна: прагматична дружба з озиранням на Москву

Встреча Петра Порошенко и Александра Лукашенко прошла в мажорных тонах, изобилуя заверениями о нерушимости дружбы и партнерства Украины и Беларуси. Эксперты при этом отмечают, что Лукашенко приходится выстраивать отношения с официальным Киевом очень осторожно, чтобы не вызывать недовольства в Кремле.

Фото: EPA/UPG

«Я получил твердое подтверждение и заверения от президента Беларуси. Никто и никогда не сможет втянуть Беларусь в войну против Украины. Этого не допустят миролюбивый народ Беларуси и ее опытный и достопочтенный президент Лукашенко», - заявил журналистам Петр Порошенко 26 апреля в Чернобыле.

Украинский президент назвал линию Киев-Минск «осью добра, дружбы и мира». Александр Лукашенко назвал украинцев родными людьми, пообещал работать во имя мира и приезжать в Украину «только на тракторе». В свою очередь Порошенко пригласил белорусского президента летом посетить Украину с официальным визитом.

Содержательная часть публичных заявлений двух лидеров оказалась достаточно скромной: кроме обмена признаниями в приверженности миру и дружбе последовали также заявления о намерении активизировать торгово-экономическое сотрудничество, но конкретики там было немного.

Формат с учетом третьей стороны

Встреча 26 апреля прошла на территории двух государств: сначала президенты посетили мемориальный комплекс «Героям Чернобыля», а затем на вертолете отправились в резиденцию Лукашенко в Лясковичах (Гомельская область), где и состоялись переговоры. 

Нужно признать, что формат встречи Петра Порошенко и Александра Лукашенко оказался достаточно своеобразным. Несмотря на то, что лидеры двух соседних стран не виделись с февраля 2015 года (когда состоялось подписание минских соглашений), стороны так и не нашли времени для полноценного официального визита – в итоге переговоры прошли как бы между прочим, будто в довесок к печальной годовщине Чернобыльской трагедии.

Фото: пресс-служба президента

Обозреватель белорусской службы Радио Свобода Валерий Калиновский отмечает, что возможность визита Лукашенко в Киев либо Порошенко в Минск действительно обсуждалась, однако стороны в итоге сошлись на приграничном варианте встречи, так как иной формат мог бы вызвать раздражение в Кремле.

«Данная схема всегда используется в дипломатии, когда хотят показать рабочий характер встречи руководителей соседних стран. Когда-то президент Квасневский встречался с Лукашенко на приграничной территории, не так давно президент Грибаускайте. Этот формат не обязывает устраивать торжественные приемы, минимизирует протокольную часть. С белорусской стороны это еще и послание третьей стороне – Путину. Путин безусловно внимательно следит за отношениями Минска и Киева, ведь Россия ведет гибридную войну против Украины, а Беларусь является ее союзником. Поэтому, чтобы излишне не раздражать Москву, стороны согласились на такой формат встречи», - говорит Калиновский в интервью LB.ua.

Экономика и безопасность – превыше всего

Несмотря на крайне позитивный тон публичных заявлений двух президентов никаких конкретных соглашений или договоренностей по итогам встречи подписано не было.

«Соглашения нужно готовить, а в последние два года не было не только встреч на высшем уровне, но и на уровне правительства и отраслевых министерств. То есть понятно, что контакты заморожены и заморожены они из-за войны, так как Беларусь фактически является союзником России», - говорит Калиновский.

Последнее обстоятельство не мешает двум странам наращивать товарооборот – за прошлый год объем вырос на 10,5%, а положительное сальдо для Беларуси составило 1,9 млрд. долларов. По нынешним кризисным временам мало на каком направлении Беларусь выглядит столь благополучно и Лукашенко явно этими успехами дорожит.

Однако для двусторонних отношений фактор войны в любом случае оказывается ключевым и именно поэтому для Киева так важны заверения Лукашенко, что с территории Беларуси никакая военная угроза для Украины исходить не будет. Взамен на это Киев готов закрыть глаза на многое. «Понятно, что Беларусь не будет угрожать Украине, но с территории Беларуси угрожать может Россия. Поэтому Украине важно обеспечить себе надежную границу с Беларусью, чтобы они не превратилась однажды в линию фронта», - говорит Калиновский.

Фото: пресс-служба президента

То, что Лукашенко вовсе не хочет делать из территории Беларуси плацдарм для российской военной агрессии сомнений не вызывает. Не вызывает сомнение и тот факт, что Лукашенко сам боится агрессивных планов Кремля.

«Не случайно в контексте противостояния российской агрессии из уст Порошенко прозвучали слова о том, что «мы вместе укротим этого демона». Это намек. Думаю, тет-а-тет два президента искренне говорили про российский фактор. Для Украины это понятно большая опасность, это боль, рана. Но и для Беларуси фактор российского давления также довольно болезненный – Лукашенко во время затяжного нефтегазового конфликта с Москвой не раз проговаривал это фактически открытым текстом. Теперь произошло примирение с Путиным, но оно очень хрупкое – Лукашенко все равно понимает и опасность московского давления, и необходимость геополитического маневрирования. Этим объясняется такой подчеркнуто позитивный тон встречи с Порошенко», - заявил в интервью LB.ua политический аналитик Александр Класковский.

Разумеется, публично Лукашенко ничего про российскую угрозу не сказал – все это осталось за закрытыми дверями, где, возможно, обсуждались и более деликатные вопросы – например, о военно-техническом сотрудничестве двух стран. «Понятно, почему два президента, если и говорили об этом, то конфиденциально – некоторые аспекты двусторонних отношений не афишируются, чтобы не дразнить Москву», - добавляет эксперт.

Пропаганда, на которую Киев закрыл глаза

Встреча двух президентов состоялась на волне антиукраинской пропаганды в лукашенковских СМИ, представляющей Украину источником угрозы миру и стабильности на белорусской земле. Лукашенко, в общем-то, всегда пугал белорусов теми потрясениями, которые пережила в последние годы Украина – он не уставал повторять, что любые перемены в Беларуси приведут исключительно к кровопролитию, как и в стране-соседке. 

Однако если ранее госпропаганда делала из Украины скорее плохой пример, то в последние месяцы Украина стала уже источником угрозы. В марте белорусское население от государственных пропагандистов узнало, что в Беларусь через украинскую границу прорываются вооруженные головорезы, на территории Украины действуют лагеря подготовки боевиков, украинские радикалы инструктируют белорусов насчет проведения терактов, а сами протесты против «налога на тунеядцев» финансируются из Киева беглым белорусским бизнесменам.

Фото: пресс-служба президента

Впрочем, освещая переговоры президента Беларуси с Порошенко, госСМИ ни о чем таком даже не упомянули. Лукашенко, еще месяц назад лично заявлявший про «лагеря боевиков» в Украине, теперь и словом об этом не обмолвился. Украинская угроза исчезла так же внезапно, как и появилась.

«Это все фейк, - говорит Класковский, - Если бы у белорусской стороны были какие-то реальные претензии, то последовал бы демарш белорусского МИД. Но в медийной сфере этот сюжет не получил развития. Через несколько дней после заявления Лукашенко про лагеря боевиков у него состоялся телефонный разговор с Порошенко – подробностей мы не знаем, но вполне вероятно белорусский президент попросил не принимать близко к сердцу эту пропаганду, которая рассчитана исключительно на белорусскую аудиторию. Порошенко самим фактом сегодняшней встречи продемонстрировал, что он, как опытный политик, отделяет зерна от плевел – он понимает, что есть внутренние задачи, а есть прагматическая необходимость развивать двухсторонние отношения. В Киеве не имеют иллюзий по поводу белорусского режима, понимают, что режим авторитарный, но вместе с тем лучше иметь такого соседа, чем соседа враждебного». 

С этим согласен Калиновский:

«Думаю, что в ходе переговоров эта тема даже не обсуждалась. Конечно, никаких лагерей для подготовки мифических белорусских боевиков в Украине не создавалось. А вся эта риторика про майданутых, про лагеря боевиков – это все направлено на внутрибелорусскую и на российскую аудиторию. Думаю, Киев заметил, запомнил, но закрыл на это глаза, так как понимает, что есть более важные вопросы».

Ігар ІльяшІгар Ільяш, журналіст (Білорусь)
LB.ua в соцмережах: