ГоловнаСвіт

Секрет виживання. Або чому Лукашенкові варто забути про "братерство" з Росією

Затянувшийся конфликт между Москвой и Минском уже представляет собой едва ли не откровенную кальку того, что происходило между Россией и Украиной до начала российской агрессии. Пока Кремль не перешел к стадии применения оружия, но и с Украиной, как мы помним, тоже все начиналось не с «Градов».

Лукашенко во время парада в Минске
Фото: EPA/UPG
Лукашенко во время парада в Минске

Глава Беларуси Александр Лукашенко продолжает удивлять заявлениями, которые российские шовинистические круги могут называть антироссийскими. Впрочем, на деле несменяемый белорусский правитель ничего не предпринимает чтобы защитить независимость и суверенитет своего государства, все надеясь на возвращение к формуле «Нефть в обмен на поцелуи». Между тем, затянувшийся конфликт между Москвой и Минском уже представляет собой едва ли не откровенную кальку того, что происходило между Россией и Украиной до начала российской агрессии.

Итак, 9 марта в ходе совещания со своими чиновниками Лукашенко, в частности, разразился спичем в адрес премьер-министра России Дмитрия Медведева: «Меня больше всего удивили заявления моего закоренелого друга Медведева. Нас, кстати, уже пугать начинают, что газ мы будем покупать по европейским ценам. Типа того, что будете платить не $150, а $200. Это, знаете, сродни тому, что намек всем − в России, прежде всего, и в Беларуси, − что мы являемся нахлебниками в России: вот, видите ли, они нам делают какой-то подарок».

Именно таким образом Лукашенко отреагировал на недавнюю перепалку между премьером РБ Андреем Кобяковым и Медведевым, в ходе которой первый заявил, что РФ не выполняет своих союзнических обязательств, а второй призвал не заниматься альтернативными подсчетами цены на газ. Дескать, если бы не двусторонняя интеграция, то платили бы больше, и вообще вас в разнообразных союзах никто не держит.

Дмитрий Медведев и Андрей Кобяков во время встречи в Минске
Фото: sb.by
Дмитрий Медведев и Андрей Кобяков во время встречи в Минске

Однако, Александру Григорьевичу все еще снятся те времена, когда на встречах с Борисом Ельциным достаточно было клясться в вечной любви, повторяя о братстве народов, чтобы получать дешево энергоресурсы и кредиты, которые необязательно было возвращать: «Бухгалтерия здесь и цена на природный газ, который не принадлежит Медведеву, не должна лежать в основе наших отношений. В их основе лежит нечто больше. И чтобы оценивать эти отношения, надо уходить в середину прошлого века, когда мы третью часть населения положили, сами знаете за что. А если кому-то хочется нагнетать ситуацию и в очередной раз вместо решения вопросов нас упрекать, не получится».

Можно, конечно, предположить, что после разоблачительного фильма «Он вам не Димон» Алексея Навального главе Беларуси стало известно о том, что Медведев − это уходящая натура, потому Лукашенко и позволил себе этот наезд на «закоренелого». Однако, если внимательно изучить ситуацию, в которой благодаря своему двадцатилетнему сближению с Россией оказался Александр Григорьевич, то раздражение белорусского правителя понять не сложно. Мол, «столько лет все было нормально между нами, почему за ваши внешнеполитические авантюры должен теперь платить я? Давайте отмотаем назад, не такие вы уж и бедные!»

Тем временем Россия шаг за шагом осуществляет действия, которые уже с полной уверенностью можно назвать раскручиванием гибридной войны. Пока она не перешла в стадию применения оружия, но и с Украиной, как мы помним, тоже все начиналось не с «Градов».

Как бы то ни было, но в ситуации с Беларусью есть очевидное экономическое давление России (нефте-газовый спор). С января 2017 года «Газпром» увеличил цену на газ для Беларуси на 6,81% (до $ 141,1 за 1000 кубометров).

Сергей Жадан
Фото: Facebook/Cергей Жадан
Сергей Жадан

Расширяется российские влияние на белорусские спецслужбы. Оказывается, что можно депортировать украинского писателя Сергея Жадана из Беларуси по российским спискам персон нон-грата. И можно стоять с российским триколорами у Дома правительства, но быть незамеченным органами правопорядка. А еще можно свободно прийти на пресс-конференцию участников группы по урегулированию ситуации на Донбассе и выкрикивать чушь о «киевских карателях».

Более того, сложно не заметить, как российское руководство пытается расширить свое военное присутствие на территории Беларуси, превратив ее в свой военный форпост. Уже сейчас осуществляется развертывание двух механизированных бригад российских вооруженных сил в Ельне и Клинцах вблизи белорусской границы. Эти силы идеально подходят для возможного гипотетического вмешательства в белорусские дела, например, под видом антитеррористической операции.

На фоне этого Россия продолжает усиливать пограничный контроль и инфраструктуру на российско-белорусской границе и разворачивать там оперативные формирования пограничной службы ФСБ.

А тут еще и военные учения «Запад-2017» приближаются, в ходе которых Минобороны РФ намерено поставить в Беларусь более 4 тысяч вагонов с военными грузами…

Ну и, конечно же, информационная кампания в российских СМИ с утверждениями, что «Лукашенко уходит на Запад», «национализм поднимает голову» и растущей «угрозе для русскоязычных».

Единственно правильным и логичным решением в данной ситуации для Минска, помимо уже произведенных точечных действий вроде ареста трех публицистов, отрицавших право Беларуси на самостоятельное существование, должно быть значительное ограничение эфирной и кабельной трансляции российских теле- и радиоканалов на территории Беларуси, а также блокирование враждебных российских интернет-СМИ. Необходимым условием при этом является производство своего собственного информационного продукта. Этот комплекс мер непосредственным образом может способствовать увеличению контроля и защите всего информационного пространства особенно во время возможного дальнейшего ухудшения российско-белоруских отношений и применения Россией против Беларуси более тяжеловесных средств информационно-психологического воздействия.

Иными словами, многолетнему лидеру Беларуси хотя бы для спасения себя родимого лично пора начинать объяснять своему народу детали нависшей угрозы над страной, призвать людей к консолидации объединительной идеи – отстаивание права на независимость, территориальную целостность и самоопределение. Тем самым стало бы понятно, ради чего людям придется смириться с ухудшением своего уровня жизни.

Однако это означало бы признать, что более 20 лет Лукашенко вел страну в капкан, оказавшись там со всеми. Потому пока он продолжает камлать о необходимости вернуться к «союзническим отношениям» с Москвой и угрожает протестующим, призывая своего министра МВД «выковыривать майданутых, как изюм из булки». А еще по государственному телевидению демонстрируется фильм с запугиванием недовольных белорусов: дескать, на акциях протеста вам никто не может гарантировать жизнь, посмотрите, до чего довели страну революционеры в Украине. А в воскресенье начался давно невиданный в Беларуси «хапун»: вязали всех – организаторов очередного марша нетунеядцев, активистов и журналистов.

Но так Лукашенко лишь теряет драгоценное для себя и белорусов время.

Вадим ДовнарВадим Довнар, журналист
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram