ГоловнаСвіт

Чи стане для Путіна «закон Ярової» тим самим, що для Януковича «закони 16 січня»

Путин и депутаты продемонстрировали населению России новые "правила игры". "Закон Яровой" направлен не на борьбу с терроризмом, а на подавление свободы слова. На этот раз в интернете – последнем месте, где россияне могли свободно выражать свои мысли.

Чи стане для Путіна «закон Ярової» тим самим, що для Януковича «закони 16 січня»
Ирина Яровая
Фото: krymr.com

7-го июля президент России Владимир Путин поставил свою подпись под одним из самых обсуждаемых законопроектов, принятых российскими парламентариями за последние годы - антитеррористическим пакетом, предложенным депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым.

Депутаты Госдумы 6-го созыва, своей работой продемонстрировали населению России новые "правила игры". Отныне, для принятия законопроекта в России, нет необходимости советоваться с экспертами, закон может прямо нарушать конституционные права граждан, а для его принятия достаточно считанных дней. Словно подводя итог своей "азартной работы", депутаты приняли, как считают в России, судьбоносные поправки в действующее законодательство.

По мнению многих россиян, законодательные нововведения делают ранее существовавший закон, направленный на борьбу с терроризмом, не столько направленный на борьбу с ним, сколько на подавление свободы слова. На этот раз в интернете – последнем месте, где россияне могли свободно выражать свои мысли.

Итак, какие же особенности поправок, внесённых в законопроект по борьбе с терроризмом: 

1. Ужесточение законодательства

Решено снизить до 14 лет возраст ответственности за оправдание террористической деятельности и призывы к ней в интернете, а также участие в беспорядках, Увеличивается срок уголовной ответственности за все виды данной деятельности с 5 до 7 лет.

Весной 2016-го года, на моих глазах происходила ситуация, когда к 15-ти летнему девятикласснику приехали домой сотрудники районного ФСБ, для проведения «профилактической» беседы. После того, как он - боксёр, занявший 1 место на соревнованиях, разместил фотографию, с поднятым указательным пальцем вверх. Данный жест – распространенный в исламском мире и популярный среди террористов, ФСБшники расценили как призыв к оправданию терроризма и немедленно выехали для проверки школьника-«террориста». При «желании», по новому законодательству, его могли привлечь к уголовной ответственности сроком до 7 лет.

2. Оставляет неопределённость формулировок

Законопроект принят, а чёткие критерии его применения на практике отсутствуют. Возможно множество злоупотреблений. Наказание за "недоносительство" может повлечь увеличение количества ложных доносов. Наиболее обсуждаема в российском обществе поправка – уголовная ответственность за несообщение о «достоверно известных готовящихся» террористических актах. Что считать «достоверно известным» законопроект не объяснил.

3. Необоснованность новых мер "борьбы"

Нет уверенности в том, что нововведения, подобные уголовному сроку за недоносительство или ранее обсуждавшаяся инициатива лишения гражданства за террористическую деятельность, повысили бы эффективность борьбы с терроризмом. После резонансной реакции общества, законодатели убрали пункт, о лишении гражданства (согласно 6-й статье, действующей Конституции РФ, гражданин не может быть лишен своего гражданства).

4. Дублирование

Яровая и Озеров предложили ввести меру за "Международный терроризм", которая дублирует ранее принятую 205-ю статью, по которой, лицо совершившее террористические действия против граждан России, несёт уголовную ответственность на территории РФ. Изначально, в «сфабрикованном» деле Надежды Савченко, похищенной с территории Украины, предполагалось обвинение, как раз по 205-й статье. Зачем нужен "флешбэк" существующего законодательства, которое и так выполняется, когда надо, всеми немыслимыми способами, как в ситуации с Савченко, не совсем понятно.

5. Безразличие к правам граждан

Пункт, который нашёл наибольшую рефлексию со стороны российского общества. Изначально народные избранники хотели, чтобы операторы связи хранили личные данные: переписки, трафика и содержимое звонков в течение трёх лет. После того, как стало известно о данном пункте, операторы связи в один голос заявили о повышении цен на услуги связи в 2-3 раза, затраты на реализацию данной идеи составят порядка 2,2 трлн руб. Руководитель Минкомсвязи Николай Никифоров, заявил о росте тарифов – 300 %.

«Нигде в мире шпионам не доверяют управлять государством - они профессиональные параноики», - российский политолог

Также, критике законопроект подвергся со стороны многих уважаемых политиков и правозащитников России. Начались первые аресты. Так житель Перми, в первый день после принятия поправок, получил штраф в 200 тыс. рублей за репост статьи «15 фактов о бендеровцах, или о чём молчит Кремль» об участии СССР в оккупации Польши.

Финальный залп Государственной Думы получился весьма эффектным. Творение Яровой и Озерова породило временную общественную дискуссию в России, представители многих сфер деятельности в один голос заявляют о ненужности законопроекта и спешке его принятия.

Фото: EPA/UPG

Россияне стали свидетелями очередного покушения со стороны государства на свою личную свободу, а также стали свидетелями «раскола элит». В тот момент, когда главным информационным поводом был законопроект Яровой и Озерова, Госдума приняла важные поправки к законодательству в сфере строительства в заповедниках - шаг, навстречу «стройке» любых масштабов во всех государственных заповедниках, по решению правительства. Да, отныне и в аннексированном Крыму, разрешается создавать «биосферные полигоны».

Уважаемые в стране топ-менеджеры IT-компаний, сторожили политики, депутаты, общественные деятели и правозащитники, в один голос говорят о ненужности таких законопроектов и поправок к ним, спешке их принятия.

Ко всему прочему, вчера произошёл курьёзный случай, когда на сайте Госдумы была опубликована одна версия законопроекта об оружии, разрешающая хранение сроком до 10 лет, а на сайте Кремля другая, сроком до 5 лет. По действующему законодательству РФ президент не имеет права лично изменять ранее принятые Думой законопроект, а лишь может наложить "право вето" на его принятие.

Правозащитники, политики, омбудсмены, руководители IT-компаний, просили не подписывать пакет Яровой и Озерова. Последнее слово сказал Путин - твёрдое "нет" на просьбы общественности... Данные политические процессы заставляют задуматься, а не 37-й ли год, готов, вот-вот повториться…?

Посмотрим, всё интересное кажется только начинается…

Артем КоневАртем Конев, ​российский журналист
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram