Алиев и остальные - именно так можно было сформулировать баланс созидательных сил "Локомотива", сложившийся к пятому туру. По этой причине его и балансом-то было сложно назвать - скорее соотношением.
Вчерашняя игра это подтвердила. Оставшись без Алиева, железнодорожники, ответственные за мыслительную деятельность, занимались на поле чем угодно, только не этим: боролись, цеплялись, били по воротам или по крайней мере в направлении ворот, получали желтые и красные карточки, улыбались, рубили руками воздух от разочарования собственной беззубостью и невезучестью, много бегали и мало комбинировали.
Между тем сам Алиев оказался в ситуации, вынуждающей журналистов всякий раз упоминать его в своих материалах по фамилии или по клубной принадлежности, но никак не по национальности. "СЭ" уже сообщал о том, что в четверг президент "Локомотива" Николай Наумов объявил экс-киевлянина россиянином. По сути так и есть, поскольку родился воспитанник школы "Спартака" в городе Хабаровске. В паспортном смысле все гораздо сложнее.
Абракадабра в трактовке понятия "легионер", которая давно уже присутствует в российском футболе, не только не вяжется с целями и задачами введенного нашим же футбольным союзом лимита, но и ставит в двойственное положение футболистов, вольно или невольно имеющих к легионерству хоть какое-то касательство. А желание клубов втиснуть в заявку как можно больше внелимитных игроков, в том числе с двумя паспортами, принимает порой карикатурные формы.
Российские законы имеют в этом вопросе странную искривленность. С одной стороны, они не позволяют россиянину быть гражданином двух или нескольких стран. С другой стороны, никто у нас не препятствует получению паспортов других государств (а следовательно, и двойному гражданству) после признания человека гражданином нашей страны. Поскольку это контролю действительно поддается с трудом.
На Украине все проще. Там нельзя быть одновременно украинцем и еще кем-то, запрещено иметь два паспорта, а также не считаться в чемпионате легионером, но играть при этом за сборную чужой страны. Думаю, украинскому МИДу и ОВИРам тоже нелегко контролировать ситуацию полностью, но принятые там правила означают: заводишь второй паспорт - рискуешь быть пойманным.
В России же - никакого риска. Сегодня ты украинец, завтра - россиянин, послезавтра - японец. В зависимости от обстоятельств. И взятки в общем-то во всех случаях гладки.
Хотя у тех же японцев, если вдуматься, тоже все по-другому. Фигуристка Юко Кавагути, чтобы выступать за Россию, вынуждена была отказаться от японского подданства, возвращения которого после соответствующего запроса ей предстоит ждать десять лет.
Примерно та же участь, получается, уготована и Алиеву? Ведь если украинцы не найдут послаблений в своем законодательстве, ему придется отказываться от гражданства Украины и от выступлений за ее национальную сборную! Или считаться в "Локомотиве" легионером, превратив тем самым заявление Наумова в преждевременный пшик.
Ситуация, полагаю, решится в ближайшие дни. Но это лишь одна ситуация. В целом же вопрос требует решения уже давно и безотлагательно. Потому что неопределенность вполне ясного на самом деле понятия "легионер" в российском футболе уже не первый год надувает у всех на глазах диковинные законодательные пузыри.
А никому, кроме клубов и болельщиков, до них, получается, и дела нет.