Почему Ярмоленко, не попадающему в ворота с 7-ми, с 5-ти, с 1-го (!) метра, еще не запретили появляться на базе? Стоп! На последний вопрос имеется ответ – Газзаев стал жертвой политики украинизации, провозглашенной президентом клуба, и просто-таки вынужден ставить Ярмоленко в состав. В этой ситуации есть еще один пострадавший – бразилец Жерсон Маграо, на позиции которого и безобразничает Андрей Ярмоленко.
В июне прошлого года Игорь Суркис в беседе с «Левым берегом» приравнял Андрея Ярмоленко и Романа Зозулю к золотовалютному запасу клуба: «Чтобы пригласить таких игроков на перспективу, нужно отдать не один миллион евро». Прозвучали и такие слова: «У нас давно не было таких собственных воспитанников – по своей мощи, потенциалу. Им просто нужно поймать уверенность, где-то забить».
Понятно, что своими соображениями президент клуба делился не только с журналистами, но и с главным тренером команды. Да и как не поделиться, если еще зимой 2007-го Игорь Суркис провозгласил, что «Динамо» поворачивается лицом к собственным воспитанникам. Дескать, наибольших успехов в истории клуб добивался именно с доморощенными игроками в составе. Со временем эта идея еще сильнее укоренилась в голове президента. Стала по-хорошему навязчивой. Возвращение Андрея Шевченко – это следствие нового-старого вектора развития клуба.
Но вернемся к Ярмоленко (Зозулю пока что нельзя причислить даже к игрокам, которые таскают рояль, не то что играют на нем). В обойму первой команды Андрей попал еще при Семине, но железным игроком основы стал при Газзаеве. Даже не стал, а стремительно проложил путь на левый фланг «Динамо». На сборах летом 2009-го тренер пробовал форварда… в защите, но в итоге определил его в полузащиту. (Можно, конечно, поспорить на тему, что «Динамо» играет по заявленной Газзаевым схеме 4–3–3, а Ярмоленко в ней исполняет функции крайнего нападающего, но это дискуссия со многими неизвестными). Начал Андрей неплохо – забивал в первых трех турах чемпионата (в основном подставлял ногу после чудо-пасов Милевского), но затем стал потихоньку «сдуваться».
В начале августа в команду приходит бразилец Жерсон Маграо. От украинизации состава никто вроде бы не отказывался, но поломался Эль-Каддури, а Несмачного в стартовом составе Газзаев в упор не видел. Пришлось срочно искать замену. Но парадокс: левого полузащитника Маграо изначально брали в защиту! Почему? А куда прикажите деть Ярмоленко?! Не ставить же подающего огромные надежды украинца в защиту – это равносильно распределению после института в полесскую глухомань. И Ярмоленко пахал на своем фланге, как вол, оказывался на ударной позиции – мазал, снова пахал – и снова мазал, и не было этому конца-края.
Можно (и нужно) вспомнить гостевой матч Лиги чемпионов с «Интером», когда после подачи Маграо с углового Ярмоленко на дальней штанге оказался наедине с воротами, но почти с линии ворот сподобился не попасть в «рамку». Можно упомянуть и о выездном поединке с «Рубином». Андрей и по почти пустым воротам бил, и один на один выходил, но тщетно. А матч закончился со счетом 0:0, и еврокубковая судьба «Динамо», по сути, была решена.
Собственно, таких вот матчей, в которых наш герой бездарно транжирил голевые моменты, наберется вагон и маленькая тележка. Вот и в новом году Ярмоленко «радует» практически в каждой встрече. К слову, в весенней части сезона один из самых содержательных отрезков матча «Динамо» выдало в домашней игре с «Ворсклой». Случилось это после замены Ярмоленко (очень уж никудышно играл) и перевода на его позицию Жерсона Маграо. Именно бразилец в итоге выдал голевой пас Шевченко, который забил победный гол.
Но уже в следующей игре – с донецким «Металлургом» – Маграо в очередной раз вышел на поле отбывать повинность защитника. Политику украинизации никто не отменял, а Ярмоленко, кроме как на позицию полунападающего, и ставить некуда. Андрей старался, имел голевой момент, но с 6–7 метров не попадать, по меткому выражению вице-президента ФФУ Сергея Стороженко, в 1-комнатную квартиру – это уже перебор. И здесь можно вспомнить моментально ставшее крылатым «Я не футболист», сказанное накануне матча.
Фото: PHL
К слову, после ничьей с «Металлургом» не выдержал Огнен Вукоевич, в раздевалке жестко высказавший Ярмоленко все, что думает о его способностях. Но Валерий Газзаев и здесь стерпел. Можно ведь дважды без вариантов проиграть «инопланетянам» из «Барселоны» и заручиться поддержкой руководства, но разочаровывать боссов клуба в плане перспектив доморощенных игроков – себе дороже.
Больше всего в этой ситуации жаль добросовестного футболиста Жерсона Маграо. Надо было видеть, с каким детским восторгом бразилец разгонял атаки «Динамо» во втором тайме домашней игры с «Рубином». Стоит перед глазами и свежий матч с «Металлистом», в котором Маграо и по центру ворот продирался (именно в качестве крайнего защитника), и на фланге не давал оппонентам передохнуть. Игрок, который дышит атакой, все естество которого ориентировано на то, чтобы умчаться к воротам соперника, в «Динамо» вынужден прожигать свою футбольную жизнь в обороне. Да, в «Крузейро» Маграо частенько закрывал весь фланг, отрабатывал и в обороне. Но в финале Кубка Либертадорес против «Эстудиантеса» именно ошибка Маграо в защите привела к тому, что «Крузейро» остался без трофея. Стихия Жерсона – все же атака.
В «Динамо» курс на украинизацию игроков группы атаки действительно имеет место, и отъезд Бангуры, Корреа, Гильерме – тому подтверждение (продажу украинца по паспорту Алиева спишем на ну очень большое желание Юрия Семина видеть своенравного футболиста у себя). При этом за последний год команду пополнило трое бразильцев: два из них – защитники, а Маграо заставили стать защитником. Казалось бы, украинским игрокам, ориентированным на атаку, засилье иностранцев не угрожает. Но Зозуля, а тем более Гармаш еще сыроваты, а Кравца (вот кто в первую очередь должен был проявить себя во всей красе) не отпускают травмы. И только непотопляемый Андрей Ярмоленко регулярно предстает пред светлы очи фанов.
После игры с «Металлистом», в которой Ярмоленко привычно «феерил», кто-то из журналистов не выдержал и пожаловался главному тренеру на игрока. Газзаев ответил весьма занятно: «К счастью, у Ярмоленко много моментов практически в каждой игре. Ведь если футболист играет плохо, у него не будет столько моментов. … Футболист потихоньку растет, естественно, от неудач никуда не деться, поэтому надо терпеть». К слову, если бы Андрей реализовывал хотя бы половину своих моментов, на промахи Милевского уже бы никто не отвлекался. Правда, если бы Артем реализовывал хотя бы половину своих моментов, об Андрее Шевченко стали бы забывать.
В этом сезоне из динамовской молодежи в стартовом составе закрепились двое – Евгений Хачериди и Андрей Ярмоленко. Время покажет, сколько неофитов появится в ближайшем будущем и не повторят ли они путь «парня со 130-го километра» – Андрея Ярмоленко.