В Cambridge Analytica работали в основном британцы и канадцы, а также то, что компания сотрудничала со штабами кандидатов в президенты от республиканцев Теда Круза и Дональда Трампа. До сих пор неизвестно, насколько существенно это повлияло на ход выборов. Но однозначно ясно, что был нарушен закон, запрещающий иностранцам заниматься в США политической рекламой.
По данным The New York Times, группа работников Facebook обнаружила доказательства того, что российская «фабрика троллей» распространяет в социальной сети сведения о взломанной переписке руководства Демократической партии еще в ноябре 2016 года, но топ-менеджеры Facebook решили не распространяться об этом, пока не появятся более веские доказательства. В итоге США узнали о российских троллях из прессы, а не от представителей Facebook. Это также означает, что Facebook не остановил процесс передачи информации о пользователях третьим лицам.
Сразу после выхода журналистских расследований акции Facebook стали стремительно падать – теперь социальная сеть стоит меньше 500 миллиардов долларов.
Долгое время основатель социальной сети Марк Цукерберг не высказывался публично о произошедшем. Потом он извинился за утечку данных в Facebook перед пользователями, выкупив рекламные полосы четырех британских газет. 10 апреля Сенат пригласил Цукерберга для дачи показаний.
Основатель социальной сети отвечал на вопросы американских сенаторов в течении пяти часов. Он признал, что компания допустила ошибки и сейчас разрабатывает механизм защиты персональных данных своих пользователей.
LB.ua кратко пересказывает, о чём говорили сенаторы и Марк Цукерберг вечером 10 апреля.
“Мы думали, что проблема решена”
После вступительного слова главы Сената, Марк Цукерберг заявил, что чувствует персональную ответственность за случившееся. “Facebook – идеалистическая и даже оптимистическая платформа. Мы предоставили инструмент, который можно использовать для того, чтобы голоса разных людей были услышаны…Но ясно, что этого недостаточно. Мы говорим, что Facebook можно использовать и в зловредных целях, мы знаем о ложных новостях, человеконенавистнических заявлениях, о том, что его можно использовать для вмешательства в выборы. Мы недостаточно серьезно к этому отнеслись. Это моя личная ошибка, я признаю это. Я основал эту компанию, и я несу персональную ответственность за её работу. Сейчас мы бы хотели понять, что же совершила компания «Кембридж Аналитика», и кто от этого пострадал. Нам известно, что компания неправильно вышла на информацию о миллионах пользователей, купив её у разработчиков приложения…Когда мы впервые связались с компанией и попросили удалить полученную информацию, нам сказали, что все данные они стёрли. Но недавно оказалось, что это неправда. Мы проведем расследования всех случаев таких нарушений. Сейчас, если мы обнаруживаем такие нарушения, мы устраняем эти компании и не даём им работать на нашей платформе. Я занимаюсь построением связей между социальными слоями. Реклама никогда не будет иметь приоритетное значение, пока я остаюсь на посту руководителя компании”, - заявил Цукерберг. Затем последовали вопросы сенаторов. Дальше - прямая речь.
Сенатор: Известны ли вам случаи, помимо компании Когана, когда информация о ваших пользователях попадала в третьи руки? Сколько раз это произошло?
Цукерберг:Мы проводим анализ. Что касается прошлой деятельности компаний, мои сотрудники предоставят вам информацию.
Были ли проведены аудиты таких компаний с просьбой удалить собранные данные, и сколько раз такое случалось?
Да, такое было. Но не помню, сколько конкретно раз.
Почему Facebook не раскрывает пользователям все способы сбора информации, которая может быть использована третьими лицами?
Вы можете самостоятельно контролировать то, с кем хотите поделиться информацией. Формирование политики пользования – это объемный текст, который трудно воспринимается обывателем, а потому у нас всегда была проблема создать краткое руководство пользователя.
Допустим, я общаюсь со своим другом и сообщаю ему о том, что люблю определённый шоколад. На следующий день я получаю рекламу шоколада. Что, если я не хочу видеть её? Ваш исполнительный директор Шерил Сэндберг намекнула, что если пользователи не хотят, чтобы их данные применяли для таргетированной рекламы, им придется платить за Facebook. Это правда?
Мы не предлагаем сейчас такую опцию. Мы хотим, чтобы наши услуги были бесплатны для всех.
То есть вы считаете мою информацию информацией вашей компании?
Нет. В первой же строке нашего контракта с пользователем говорится, что именно он является владельцем своего контента.
Почему, как только вы узнали о том, что информация о пользователях была передана компании «Кембридж Аналитика», вы не проинформировали об этом 87 миллионов пользователей?
В 2015 году, когда мы узнали о том, что «Кембридж Аналитика» купила данные от разработчиков приложения, мы закрыли это приложение и потребовали, чтобы его разработчики удалили и перестали использовать полученные данные. Они сказали нам, что они это сделали. Сейчас мы понимаем, что поверить им было ошибкой. Нужно было провести аудит. Да, мы больше такого не повторим.
Сложно основать компанию в общежитии колледжа и избежать больших ошибок
Как вы намерены бороться с ненавистническими постами пользователей (hate speech)?
К концу года у нас будет свыше 20 тысяч сотрудников. Мы используем искусственный интеллект для определения подобных постов. Трудно понять, что является оскорблением из-за лингвистических особенностей.
Что делает Facebook для предотвращения вмешательства иностранных сторон в выборы США?
Есть люди в России, чья работа заключается в том, чтобы пытаться воспользоваться нашей системой и другими системами. И это своего рода гонка вооружений.
Если вы знали, что «Кембридж Аналитика» использовала данные пользователей Facebook ещё в 2015 году, то почему вы не заблокировали их?
Они не использовали наши сервисы в 2015 году. Они не занимались тогда рекламой, нам нечего было банить.
Facebook всегда будет бесплатным?
Определенная версия Facebook всегда будет бесплатна.
Считаете ли вы, что в 2016 году, когда «Кембридж Аналитика» оказывала поддержку кампании Трампа, в обмене информацией также участвовали сотрудники ФСБ?
Я не знаю, были ли они задействованы в этом. Мы оказываем поддержку Трампу точно так же, как и оказывали поддержку любому рекламщику, любой кампании.
Вы готовы ввести правило, что пользователей будут уведомлять о том, что информация о них была скомпрометирована, в течение 72 часов?
Нужно подумать о такой возможности.
Вы решили проверять, кто размещает политическую рекламу. Но как вы будете это делать? Если ее размещает корпорация в штате Делавэр, вы ведь не узнаете, что за фирмой стоят русские?
Да, сенатор… вы правы.
Facebook использует записи разговоров на мобильных устройствах, чтобы составлять портрет пользователей?
Вы, видимо, говорите о теории заговора - будто мы включаем микрофон и используем запись для рекламных целей. Но это не так.
Контролируете ли лично вы информацию о себе? Facebook безопасен?
Я, моя семья и все люди, которые мне дороги, постоянно им пользуются. Я считаю, что Facebook безопасен.