"Укрзализныця" из своих средств дотирует поездку каждого пассажира в дальнем сообщении на 84,5 грн, а в пригородном — 9,5 грн.
Об этом пишет еженедельник «Комментарии» в статье «“Укрзализныця”: “застрявшие” в виртуальном социализме?»
Как сообщает издание, парк железных дорог стремительно устаревает. В этом году в пиковый летний период перевозок — без учета пригородного сообщения и поездов «Интерсити+» (Hyundai, Skoda) — будет задействовано 4532 вагона. «Если в 2011 году использовалось максимум 6544 вагона, то в 2012 г. — 5063. При сохранении такой динамики проблемы с билетами даже в будние дни возникнут уже в следующем году», — пишут «Комментарии». При этом через пять лет железные дороги смогут перевозить только 40,3 млн пассажиров (или не более 70%).
«Пассажирский сектор "Укрзализныци" — это яркий пример социализма в отдельно взятой отрасли. Только международные и некоторые фирменные поезда внутреннего сообщения работают рентабельно», — говорится в материале. По подсчетам «Комментариев», в дальнем внутригосударственном сообщении около 80% поездов не окупают себя даже наполовину. «В результате, в прошлом году дотация на среднестатистическую поездку одного пассажира в дальнем сообщении составила 84,5 грн, а в пригородном — 9,5 грн», – подсчитывают «Комментарии».
УЗ ежегодно дотирует расходы убыточных пассажирских перевозок и при этом не имеет ресурсов для закупки новых пассажирских вагонов и локомотивов. «А потребность на ближайшие пять лет оценивается в 2,5 тыс. новых вагонов и 213 пассажирских электровозов», — сообщают «Комментарии». В статье также говорится, что из года в год Укрзализныця безуспешно подает в правительство планы на закупку пассажирского подвижного состава.
Данный вопрос включен в Национальный план действий на 2013 год, согласно которому правительство должно обеспечить закупку 200 купейных вагонов, 41 вагона для перевозки инвалидов, 7 специальных служебно-технических вагонов. «На эти минимальные годовые потребности предлагается изыскать в государственном и местных бюджетах 2,7 млрд грн (сравните с 13,5 (!) млрд грн планируемых трат на аэропорты)», — отмечается в материале.
Издание называет "Укрзализныцю" «вечным донором», поскольку при любом правительстве ведомство всегда рассматривалась как донор госбюджета. Так, по итогам прошлого года объем ее платежей в госбюджет и целевые фонды составил около 13,7 млрд грн.