Скорость движения товарных поездов ОАО «Российские железные дороги», по результатам 2012 года, достигла минимума: 9,1 км/час (с учетом времени погрузки и выгрузки вагона). Это самый низкий показатель за последние 15 лет. График грузовых поездов выполнялся на 36,2%. По прогнозу Минтранса России, улучшений пока не предвидится – к 2015 г. скорость движения грузовых составов в России едва достигнет показателей 2010 г. За последние три года РЖД сумела понизить износ грузового подвижного состава с 80% до 65-68%.
Для сравнения, средняя скорость движения грузовых поездов "Укрзализныци" составила 40,4 км/час, а процент выполнения графика грузовых поездов – 98,7%. Такие данные предоставляет ведомство по итогам первых пяти месяцев текущего года. На данный момент процент износа путевого хозяйства приближается к критическому: 88%. Процент износа парка грузовых вагонов – 88,2%.
В России, в соответствии с Транспортной стратегией РФ до 2030 г., только в инфраструктурное развитие должно быть вложено 1,4 трлн руб. (в номинальных ценах с учетом НДС) ежегодно вплоть до 2030 г.
В то же время в УЗ неизменно подчеркивают, что отечественная отрасль в целом и система грузоперевозок в частности остро нуждаются в поддержке государства.
«"Укрзализныця" прилагает огромные усилия для того, чтобы эффективно использовать свой подвижной состав и финансы. В Украине финансирование развития инфраструктуры практически целиком ложится на бюджет самой железнодорожной администрации. Государство в инвестиционных проектах участвует незначительно. Пример тому – развитие скоростного движения в Украине, подготовка к Евро-2012, закупка скоростных поездов Hyundai за счет "Укрзализныци" и ее грузовых перевозок, что является нарушением Закона о железнодорожном транспорте Украины, по которому закупку пассажирского подвижного состава и развитие инфраструктуры должно субсидировать государство», - отмечают в УЗ.
Напомним, что в 2012 году компания The Boston Consulting Group (BCG) провела исследование индекса производительности железных дорог Европы. Согласно выводам BCG, количественные и качественные изменения железнодорожных отраслей (такие как модернизация инфраструктуры, обновление подвижного состава и т.д.) зависят от крупных государственных инвестиций.
Так, железные дороги Швейцарии, Франции, Австрии, Германии и Швеции, которые получают значительные государственные субсидии и инвестиции, отличаются наивысшей производительностью в Европе. И наоборот: Словения, Румыния, Польша, Литва, Болгария, где государство экономит на инвестициях в железнодорожные сети, показывают самую низкую в Европе производительность.