ГоловнаСуспільствоЗдоров'я

Семен Глузман: «На совещании у Азарова мне стало страшно»

О чем шла речь на расширенном совещании по вопросам внедрения медицинской реформы у премьер-министра, LB.ua попросил рассказать Семена Глузмана, который был приглашен на мероприятие как член Общественного гуманитарного совета при Президенте Украины. Далее – его прямая речь.

Семен Глузман: «На совещании у Азарова мне стало страшно»
Семен Глузман
Фото: gazeta.ua

«Как человек, достаточно хорошо информированный, я ожидал проявления существующего конфликта. Есть, условно говоря, две концепции реформы. Одна – вполне логичная, структурно и экономически понятная, плод усилий мультидисциплинарной группы экспертов при Комитете экономических реформ. Другая – на мой взгляд, противоречивая и постоянно меняющаяся, от министерства здравоохранения. Я ожидал публичного проявления конфликта, связанных с этим эмоций. В целом могу сказать: была атмосфера взаимопонимания, хотя некоторые из выступавших, к примеру, руководитель медицинских профсоюзов, предлагали совершить, увы, невозможное. Главное, положительное впечатление: позиция премьер-министра Азарова, позиция умного и осторожного человека, желающего минимизировать неизбежные риски и противоречия при проведении столь масштабной социальной реформы.

Фото: Макс Левин

Я много езжу по Украине. Много общаюсь с врачами. Палитра эмоций у них по отношения к реформе – от страха до ненависти. И причиной тому не только консерватизм мышления, присущий врачам в различных странах и культурах. Есть и иная причина, мощно формирующая «вертикаль сопротивления реформе» - отсутствие внятной, убедительной информации. А врачи общаются не только с подобными себе, они общаются и с пациентами, и с окружающим их населением. Их негативное восприятие предстоящих реформ широко распространяется. Это – очень серьезный риск возможной неудачи. Но пока государство к этому не безучастно.

Нельзя сегодня остановиться и не проводить реформирование системы здравоохранения. Система агонизирует. Поедая до 7% валового национального дохода (здесь и коррупционные деньги, и непрямые расходы, которые не умеют считать экономисты Минздрава), наша система становится все менее эффективной. Руководящий орган системы, Минздрав, не может самостоятельно остановить эту агонию. Кстати, в 1999 году специальной группой при Кабмине было проведено исследование функциональной состоятельности Минздрава, его руководящей функции. Результат был таков: Минздрав не руководит системой, он несостоятелен. Вы думаете, за прошедшие годы что-либо изменилось в лучшую сторону?..

Встреча в Кабмине вызвала у меня страх - когда я услышал, что высокие ведомственные и региональные чиновники скрывают от премьер-министра информацию о задержке выплаты зарплат медикам. Кроме того, меня удивили слова министра здравоохранения, доктора Емца, о необходимости передачи профессиональным ассоциациям медиков права проведения аттестации знаний. Да, так живут все цивилизованные и полуцивилизованные государства, это правда. Но наши медицинские ассоциации, в большинстве своем, мертворожденные, они определяют мнение конкретной медицинской номенклатуры, а не широкой медицинской общественности. Предложение доктора Емца – несвоевременно и опасно. К сожалению, украинские реалии именно таковы. По-видимому, коллега Емец – еще бОльший романтик, нежели я.

Фото: Макс Левин

В самой концепции реформы все прописано гармонично, последовательно, логично. Иное дело – как все будет исполнено. За пределами концепции опасные зоны действительно существуют. Лишь один пример: сопровождая реформу отрасли, Минздрав должен немедленно пересмотреть систему подготовки и последипломного обучения специалистов. На самом деле, аппарат Минздрава этим новациям агрессивно противится. Причины понятны: страх показать собственную профессиональную некомпетентность, разрушение мягких и жестких коррупционных схем и т.п. Так, издав два года тому назад приказ о необходимости введения дистанционного обучения, тот же Минздрав категорически не хочет вводить эту систему обучения, уже успешно функционирующую в других министерствах и ведомствах страны. Хочу заметить: госпожа Акимова, руководитель Комитета экономических реформ, не претендует на изъятие функций министерства здравоохранения. Ее задача – подготовить структурные, правовые и экономические новации в системе здравоохранения. А задача подготовки специалистов соответствующего уровня знаний и навыков остается у Минздрава. Готово ли сегодня это министерство сопровождать реформу? Нет, не готово. Не может и, увы, не хочет. Таковы реалии. Очень опасные реалии».

Вікторія ҐуерраВікторія Ґуерра, журналістка, заступниця головного редактора
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram