ГлавнаяПолитика

Раду обвинили в разрушении структуры финансирования регионального развития

"Одним голосованием логичная система перекраивается полностью".

Раду обвинили в разрушении структуры финансирования регионального развития
Анатолий Ткачук
Фото: Дмитрий Липавский

Верховная Рада разрушила сложившуюся в последние годы систему финансирования регионального развития.

Такое мнение высказал директор по науке и развитию Института гражданского общества Анатолий Ткачук во время круглого стола в Институте Горшенина, организованного в рамках сотрудничества с РПР.

"Когда мы говорим о децентрализации, мы говорим не просто о перераспределении полномочий, а о новых возможностях роста. Человеку все равно, кто выполняет полномочия, главное - чтобы было обеспечен уровень услуг и чтобы развивалась местная, региональная экономика. Поэтому две политики - в сфере децентрализации и в сфере регионального развития - они как сиамские близнецы", - сказал он.

Ткачук рассказал, что в последние годы в этих сферах сформировалась четкая и простая система финансирования регионального развития: на государственном уровне был базовый закон о засадах государственной и политики и государственная стратегия регионального развития; на региональном - стратегия развития региона с планом мероприятий, который в свою очередь состоит из проектов, которые финансировались из Государственного фонда регионального развития.

"В прошлом году впервые влезли в систему финансирования государственной региональной политики, а именно в статью 24 Бюджетного кодекса. Но в этом году депутаты превзошли себя. Самые хорошие идеи, когда они неправильно реализованы, могут порождать новые проблемы. Вот первая новелла: у нас появился всеукраинский общественный бюджет, и он вписан в государственный фонд регионального развития, и 500 млн средств, которые планировались под логику плана мероприятий реализации региональной политики, уже оттуда забрали", - рассказал Ткачук.

Он добавил, что в принципе создание общественного бюджета - это "крутая идея", но плохо реализованная. "Можно ли использовать эти 500 млн в текущем году, когда у нас а) нет проектов, б) нет процедуры подачи проектов для общественного бюджета и нет процедуры голосования? Реально вряд ли эти деньги можно использовать и они пропадут. Чтобы не пропали, нужно их перевести в спецфонд государственного бюджета", - сказал Ткачук.

Вторым новшеством, по словам специалиста, стало распределение Кабинетом министров 50% фонда регионального развития "на реализацию приоритетов экономического роста и повышения уровня жизни граждан".

"Красивая фраза, но что это значит? Что [если] вы запланировали такое мероприятие, которое не совпадает с приоритетами правительства, то вы не сможете его профинансировать", - пояснил Ткачук.

"Дальше у нас еще есть квотирование ГФРР под разные задачи. И у нас есть крутая субвенция, которая соразмерна с Фондом регионального развития, которую называют "депутатской", а легальное название - на социально-экономическое развитие отдельных территорий", - сказал он.

В результате действий парламента, считает специалист, четкая логическая структура финансирования регионального развития была уничтожена. "Одним голосованием логичная система перекраивается полностью", - сказал он.

"Почему так происходит? Когда правительство продвигает реформу и на каком-то этапе начинает снижать внимание, появляется вакуум, появляется куча инициатив, которые разваливают идею. Аналогичная ситуация и здесь. Правительство еще в 2017 году предложил целый ряд очень крутых вещей: увеличить Государственный фонд до 1,5% [от доходов общего фонда бюджета] и треть из них направить на реализацию проектов национального уровня; в рамках этой трети должны быть программы для развития проблемных территорий", - подчеркнул Ткачук.

Он сказал, что экспертная среда будет продвигать изменения в Бюджетный кодекс и госбюджет на 2019 год, чтобы исправить ситуацию. Кроме того, планируется обращение в Конституционный суд, чтобы лишить парламент возможности вмешиваться в финансовые структуры, сформированные органами исполнительной власти.  "Нельзя объединять в одном органе, в одном лице законодательные, исполнительные и контрольные функции", - подытожил Ткачук.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook и Twitter