ГоловнаПолітика

Ті, хто скочується донизу

Траектория соскальзывания страны в пропасть, начавшегося с ошибки, допущенной Петром Порошенко в Нормандии, к тому моменту уже избранным, но еще не вступившим в должность президента, привела Украину сначала в Минск, а затем и к сдаче национальных интересов, завернутой в яркую обертку децентрализации. И это далеко не конец. Идет системная подготовка к следующему акту украинской трагедии под названием «Выборы на оккупированной территории».

Еще в сентябре прошлого года с таким же напором, как сейчас, при продавливании изменений в Конституцию Президент Порошенко вынудил Верховную Раду проголосовать за закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, предусматривающий проведение выборов на оккупированных(!) территориях 7 декабря 2014 года. 

Фото: Макс Левин

17 июля 2015 года доверенный партнер Петра Порошенко и по совместительству первый заместитель руководителя фракции БПП Игорь Кононенко заявил: «Есть политическая договоренность, и она выглядит так: выборы на оккупированной территории не проводятся, а выборы на территории, где действуют военно-гражданские администрации, проводятся по отдельному закону». Т.е. Конституцию власть намерена исполнять только тогда, когда об этом «политически договорились».

21 июля 2015 года по сообщению пресс-службы Президента на совещании по подготовке к очередной встрече контактной группы по Донбассу «глава государства предложил в работе подгруппы по политическим вопросам исходить из того, что дальнейшее результативное обсуждение вопросов организации местных выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей(!) возможно лишь после того, как будет предоставлено четкое заявление об отказе от намерений проводить псевдовыборы 18 октября и 1 ноября»

В начале августа т.г. в интервью немецкому журналу Stern Президент Украины заявил о готовности к диалогу с представителями оккупированных территорий Луганской и Донецкой областей, если последних изберут на основе украинских законов и при этом добавил: «Мне ненавистна идея о том, чтобы говорить о будущем моей страны не с соотечественниками, а с представителями чужой страны». Сейчас, по его словам, у власти на оккупированных территориях стоят «российские марионетки».

Просто дух захватывает от плодотворной дебютной идеи замены «российских марионеток» на «демократически избранных в полном соответствии с украинскими законами» в условиях российской оккупации представителей Донбасса.

Возникает резонный вопрос: зачем все это словоблудие? Законные местные выборы на оккупированных сегодня территориях Крыма и Донбасса могут и должны быть проведены после полного восстановления суверенитета Украины над этими территориями и устранения оснований, требующих введения на Донбассе военного положения. Других законных вариантов нет.

Фото: Макс Требухов

Все туманные формулировки из уст представителей власти лишний раз подчеркивают, что если общество хоть на минуту ослабит внимание, страну по кускам разменяют за нашей спиной.

Амплитуда настроений власти на тему проведения местных выборов на подконтрольной украинской власти территории Донбасса также вызывает нешуточную тревогу.

«Если не знаешь, как поступить, поступай по закону». Этот рецепт, проверенный веками, у сегодняшней власти явно не в почете, причем настолько, что парламент, «насквозь пропитанный идеями демократии и евроинтеграции», но в подавляющем большинстве на генетическом уровне молчаливо-послушный власти, напрочь заблудился.

Вместо того, чтобы почитать первоисточник - Конституцию Украины, критическая масса депутатов с открытым ртом ловит очередные месседжи «гаранта» и его глашатаев. Правда, идеи на Банковой хаотически меняются каждую неделю.

Так, за последние 2 месяца, точка зрения, транслируемая лидером фракции БПП Юрием Луценко, менялась как минимум трижды, начиная с полного неприятия выборов на подконтрольной украинской власти территории Донбасса, затем их полной поддержки, потом снова отрицания и снова поддержки.

В итоге законодатели по рецепту Банковой переложили ответственность на военно-гражданские администрации и ЦВК. Руководители военно-гражданских администраций Донецкой и Луганской областей Жебривский и Тука, кожей чувствующие ситуацию на подконтрольных территориях, сопротивлялись проведению таких выборов сколько было сил.

Но тут вмешалась «политическая воля». Президент Порошенко решил, что выборы пройдут за пределами 30-ти километровой зоны от линии размежевания, куда, по его мнению, не могут долететь снаряды. При этом сам же сделал исключение: «Я неоднократно был в Мариуполе, знаю ситуацию по безопасности в городе, поэтому соответствующие органы власти должны сделать все, чтобы выборы в Мариуполе состоялись».

Порошенко в Маріуполі
Фото: president.gov.ua
Порошенко в Маріуполі

Как инженер-ракетчик по первому образованию, должен сказать, что президент заблуждается. Реактивные снаряды 9М521 системы «Град» имеют зону поражения 40 км, а реактивные системы залпового огня «Смерч», по заявлению штаба АТО введенные Российской Федерацией на территорию Украины, в состоянии обстреливать наше территорию на глубину до 90 км.

Кроме того, могу ответственно заявить, что в инструкции по боевому применению реактивных систем залпового огня раздела о выборах нет. Этот вопрос регулируется Конституцией Украины, статья 38 которой гласит: «Граждане имеют право принимать участие в управлении государственными делами, во всеукраинском и местном референдумах, свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления».

Ни в этой, ни в какой-либо иной статье Конституции не предусмотрено право депутатов, ЦВК или президента отнимать у граждан, либо «даровать» им право на выборы. Нет в Конституции ни слова и о зоне поражения артиллерийских систем.

В соответствии со статьей 64 Конституции право граждан на выбор власти может ограничиваться лишь в условиях военного или чрезвычайного положения, и вопрос тут не только в безопасности участников выборного процесса. В экстремальных условиях военного или чрезвычайного положения многие люди покидают свои дома, а оставшиеся находятся в состоянии постоянного стресса, не позволяющем сделать осознанный выбор. В этих условия они могут стать легкой жертвой запугивания, подкупа, фальсификаций и различного рода манипуляций. Кроме того, иные участники избирательного процесса – политические партии и их кандидаты, а также члены избирательных комиссий в такой ситуации не в состоянии полноценно осуществлять свою деятельность. Т.е. вопрос не в политических предпочтениях – это право людей. Вопрос в фактическом отсутствии условий для свободного выбора.

Хочется спросить у носителей и исполнителей «политической воли», о каких выборах на «свободной» территории Донбасса может идти речь, если на 1 июля в Донецкой области, в Угледаре 58% жителей покинули свои дома, в Димитрове – 40%, Красном Лимане – 51,4%, Красноармейске – 35%, Новогродовке – 67%, Селидово – 49,3%, Красноармейском районе – 63,5%? Даже в относительно благополучных сегодня Краматорске и Словянске 26% жителей не вернулись в свои дома.

Будинок в Слов`янську
Фото: EPA/UPG
Будинок в Слов`янську

О каких выборах может идти речь, когда оставшиеся жители «свободной» территории Донбасса знают, что в любую секунду в результате подлости, глупости или тупости власти могут оказаться на отдельной (читай - оккупированной) территории и когда Кабмин во главе с Яценюком относится к подконтрольной территории Донбасса, как к временно свободной?

Встав на скользкую дорожку попрания Конституции и законов Украины, Президент и его, теперь уже «объединенная команда», не могут выпутаться из бесконечной лжи и дальше продолжают «корежить» законодательное поле под различные непубличные договоренности.

Поэтому у нас война называется АТО, оккупированные территории Донбасса называются отдельными, а подконтрольные – отдельными от отдельных. Поэтому выборы назначаются не в соответствии с Конституцией, а в результате тщательно скрываемых от страны «нормандских» договоренностей и в результате расплаты за голоса разнокалиберных хозяев Донбасса в поддержку изменений Конституции, так необходимых президенту Порошенко для укрепления личной власти и выполнения тех самых подковерных договоренностей.

Не питая иллюзий насчет большинства украинского парламента, все же попытаюсь предложить логику выхода из ситуации. Коль скоро войну за независимость Украины против российских агрессоров стыдливо назвали АТО, а вместо объявления военного положения на территории Донецкой и Луганской областей эти регионы объявили зоной проведения АТО, то нужно сделать следующее.

Во-первых, с цель обеспечения жизнедеятельности каждого населенного пункта и всех районов, доформировать систему военно-гражданских администраций на территории Донецкой и Луганской областей.

Во-вторых, провести выборы на подконтрольных сегодня территориях Донбасса после завершения АТО и устранения оснований, требующих введения на Донбассе, в соответствии с Законом «Об обороне Украины», военного положения.

Такие действия, в силу того, что уже натворила власть, не соответствуют букве Конституции и законов Украины, но, по крайней мере, будут соответствовать их духу и позволят стране не соскользнуть в пропасть вслед за теми, кто не может остановиться.

Андрей СенченкоАндрей Сенченко, депутат Верховной Рады V-VII созывов, общественный деятель
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram