Историю о том, насколько многострадален этот фильм, кажется, знают все. По-другому у нас ведь редко бывает - за каждым событием тянется вереница трагических и не очень историй. “ТотКтоПрошелЧерезОгонь” снимался 4 года, первый кадр снят в горах Аргентины (все остальное снималось в Украине), производство несколько раз останавливалось из-за проблем с финансированием, а в сентябре этого года картину показали в конкурсе Киевского международного кинофестиваля на Софиевской площади. Как всегда, возникло два полюса мнений: одни хвалили фильм, обзывая его шедевром, другие - ругали, обзывая его позором украинского кино.
Позже, на вручении “Томуктопрошелчерезогонь” гран-при того же фестиваля, выяснилось, что была показана не окончательная его версия, его еще должны домонтировать, доозвучить и так далее. Почему продюсеры решили показать фильм зрителям именно в таком варианте, еще и с четырехчасовой задержкой, - непонятно. Затем, в какой-то момент картину подобрал Богдан Батрух и дистрибьюторская компания B&H, которая и выпускает ее в украинский прокат. Студия LeDoyen, которую зритель может знать по качественной озвучке диснеевских, пиксаровских и дримворковских мультиков, обеспечила фильму озвучку в формате Dolby. По словам генерального продюсера “ТогоКтоПрошелЧерезОгонь”, Владимира Филиппова, с дистрибьюторами заключен контракт на год, и фильм на 10 копиях будут катать по Украине до конца года, после чего он, очевидно, сможет выйти на телевидении. Также Филиппов попросил передать, что в интернете фильм не появится, торренты - это зло, а вы, зрители, приходите в кинотеатры.
Вот, пожалуй, и весь краткий пересказ новостей, пресс-релизов и всего сказанного на пресс-конференции по поводу этой картины. Попробуем разобраться, что она представляет собой в более глобальном контексте.
Рассказывая о своем фильме, его создатели особенно напирают на формулировку “возрождение украинского кино”. Возрождением это назвать язык не повернется, а вот отражением - вполне. “ТотКтоПрошелЧерезОгонь”, - говорят они, - полностью снят при помощи украинских технологий, на украинских продакшн-студиях, с украинской съемочной группой. При этом, были ли камера оператора и программное обеспечение, которым пользовались, например, при цветокоррекции, тоже made in Ukraine, не уточнялось. То, что украинские студии в состоянии участвовать в кинопроизводстве - факт уже известный, они же что-то снимают все-таки - сериалы, рекламу. То, что они согласились поучаствовать в конкретно этом проекте - занятный для них опыт и, будем надеяться, не очень плачевный и не отпугнет их от дальнейших попыток возродить отечественный кинематограф.
История, положенная в основу фильма, тоже многим известна. Иван Даценко, Герой Советского союза, летчик-бомбардировщик, в 60-х годах (примерно) попал в индейское племя ирокезов в Канаде и стал там вождем. Когда советская делегация летала на Всемирную экспо-выставку в 1967 году в Монреале, во время визита в одно из индейский поселений члены делегации встретили человека, одетого в одежду ирокезов, который заговорил с ними по-украински. Оказалось, что этот человек - вождь племени, правда, в фильме это не очень заметно.
Естественно, эта история за прошедшее время стала полулегендой и вряд ли ее детали могут претендовать на полную достоверность. Но разве это кому-то когда-то мешало? Сценаристам “Тогоктопрошелчерезогонь” Михаилу Ильенко, Денису Замрию и Константину Коновалову, очевидно, помешало. Поэтому фильм - это, прежде всего не удивительная история “свой среди чужих, чужой среди своих”, а плохо разыгранный любовный треугольник. Храбрый Иван любит милую Любу, им мешает подлый Степан. Все. Исторический антураж, линейность сценария, монтаж, актерская игра, достоверные диалоги - все откладывается за ненадобностью: ведь у нас на руках “украинский шедевр”, основанный, к тому же, на реальной истории.
Единственное, что действительно радует в “ТомКтоПрошелЧерезОгонь” - это работа оператора, Александра Кришталовича, но и ту так бессовестно убивают отвратительным монтажом, что от нее ничего не остается.
Поразительно, как легко украинские кинематографисты умеют уничтожать хороший материал. Срубают прямо на корню, не стесняются. История про украинского летчика, попавшего (предположительно) в плен, потом в ГУЛАГ, а потом в племя индейцев - это история на миллион долларов, из нее, при хватке, как у каких-нибудь братьев Вайнштейн, и гораздо меньшем пафосе можно было бы сделать “Последнего самурая”, как минимум. Бывший воин, в изгнании, в экзистенциальном кризисе, попадает в экзотическую для нас культуру и становится там уважаемым человеком. Европоцентризм окончательно повержен, либералы плачут от счастья, мультикультуралисты скопом выдвигают фильм в топ-3 рейтинга IMDB, в интернетах распространяют слухи, что все 5 тысяч киноакадемиков рыдали в полный голос при просмотре скринера. Я уже не говорю о том, что при желании из исполнителя главной роли, Дмитрия Линартовича, можно было бы сделать украинский секс-символ и поставить его на обложку украинских Esquire, LQ и прочего глянца.
Но нет, в варианте возрождающегося украинского кино достойный качественного мэйнстрима (а Филиппов сам назвал Ильенко мэйнстримовым режиссером) сюжет превращается в мыльную оперу, которую, на самом-то деле, сразу нужно выпускать на DVD и в телепрокат и молиться на то, чтобы ее скачали с торрентов и поставили на раздачу, а не катать ее по кинотеатрам целый год. Впрочем, если “ТотКтоПрошелЧерезОгонь” прокатится успешно, от этого может быть один положительный результат.
Возможно, после этого в Украине в ближайшие несколько лет снимут еще двадцать таких фильмов, которые, наконец, сформируют конкурентную среду. Тогда у украинских кинематографистов отпадет возможность беспрестанно ныть про упадок и недостачу финансирования, потому что все вокруг осознают, что король-то голый, у нас попросту нет хороших режиссеров, монтажеров и сценаристов, а “ТотКтоПрошелЧерезОгонь” на самом деле - не шедевр и не позор, а просто очень плохо снятое кино.
Фильм Михаила Ильенко - отличное подтверждение старому, но непопулярному тезису о том, что настоящими проблемами украинского кино всегда были и остаются нехватка хороших идей, нежелание просто рассказать историю, а желание перевернуть мир и совершить прорыв, и, конечно же, комплексы, коими страдает вся отечественная культурная среда (о них уже было разбито немало копий, и к ним лучше никогда не возвращаться). Поэтому вы, пожалуй, действительно сходите на это кино в кинотеатр, и, возможно, лет через пять-семь мы от всего этого навсегда избавимся.
В прокате с 19 января.