ГлавнаяЭкономикаГосударство

Посылка замедленного действия

Под прикрытием посылок стоимостью до 150 евро, без уплаты налогов, в Украине организован контрабандный канал ввоза дорогостоящих гаджетов на сотни миллионов долларов в год, но ГФС и таможня не хотят этого замечать.

Фото: erfolg100.com

«За последние четыре года, количество пересылаемых в Украину товаров в посылках и экспресс-доставках выросло почти в 7 раз.

По данным ГФС за 2017 год операторы доставки ввезли в нашу страну товаров почти на 1,32 миллиарда евро.

При этом, из 29,2 млн посылок, 99% (29 млн) – это необлагаемые налогами и пошлинами посылки стоимостью до 150 евро для личного использования. Для сравнения, в 2014 их было всего 4 миллиона»

Причиной такого стремительного роста является не только растущая покупательская грамотность населения, которое научилось заказывать и оплачивать товары за рубежом онлайн.

Главный катализатор роста— это то, что посылки и экспресс-доставки стали инструментом нелегального бизнеса по уходу от налогообложения при импорте товаров и продаже его на территории Украины.

Под видом товаров до 150 евро, в Украину едут дробленые на «посылки» дорогостоящие партии коммерческих грузов, которые таким образом обходят оплату таможенной очистки и налогов нанося бюджету ущерб на миллиарды гривен.

Начну сразу с самого интересного, с доказательства фиктивности большинства посылок. Чтобы это сделать, необходимо сверить к-во доставок которые в Украину отправляется, и которое к нам прибывает.

Главным отправителем таких грузов в Украину является Китай, но его правительство не дает такой информации.

Поэтому я решил провести сверку показателей с нашим ближайшим соседом, Республикой Польшей.

Несмотря на то, что Польша не является главным отправителем посылок в Украину, ее роль в вопросе потока нелегальных посылок явно недооценена, но об этом позже.

Вот ответ Минфина РП на запрос о к-ве посылок и экспресс-доставок, их весе и стоимости, которые были отправлены в Украину на протяжении 2014, 2015, 2016, 2017 годов.

Наибольший показатель стоимости отправок был в 2014.

Это год начала войны с Россией, и ярко показывает, сколько волонтерской помощи отправляли нам из Польши в тот год. Почти на 43 миллиона евро.

В 2015 показатель упал до суммы 15,72 млн евро и был стабилен весь запрашиваемый период.

2016 – 15,13 млн евро.

2017 – 15,16 млн евро.

А вот ответ ГФС Украины по аналогичному запросу статистики въехавших в Украину посылок и экспресс-доставок из Польши.

Для наглядности, объединил показатели стоимости грузов двух стран в одну таблицу и конвертировал украинские данные в Евро по среднему курсу за указанный год. Результат получился, мягко говоря, неожиданный.

По состоянию на 2015 год к-во отправленных и полученных посылок и экспресс-доставок в Украину из РП примерно совпадает. (учитывая курсовую погрешность).

Но вот с 2016 начинается резкий разрыв данных.

За 2016 в Украину заехало посылок из Польши в 2,2 раза больше чем поляки отправили. Из воздуха, на границе их образовалось на целых 18,5 млн евро.

В 2017 рост увеличился еще больше, уже в 3,1 раза. Посылок, которые из Польши никто не отправлял, заехало уже на 30,5 млн евро.

Неужели всего 33% посылок из Польши настоящие, а целых 66% фиктивные?

Самое главное, что границу проходят эти посылки без уплаты налогов и пошлин, так как их заявленная стоимость не превышает норму беспошлинного ввоза в 150 евро, при этом фактическая стоимость может превышать ее в разы.

Контрольно-пропускной пункт на польско-украинской границе в Медыке, 08 июня 2017.
Фото: EPA/UPG
Контрольно-пропускной пункт на польско-украинской границе в Медыке, 08 июня 2017.

Беспошлинные посылки и экспресс-доставки в общем количестве грузов занимают 99%. (по данным того же ГФС) данных поляков, никакого значительного увеличения к-ва отправляемых посылок с 2015 по 2017 года не наблюдается. Рост идет только у нас, и только в сегменте фиктивных посылок.

И если только из Польши за 2016 и 2017 год посылок из ниоткуда ввезли на 49 миллионов евро, то какая же будет общая картина по всем странам отправителям?

Для этого нам нужно взглянуть на общую статистику ГФС по годам начиная с 2015 по 2017.

За период с 2015 по 2017 общее количество посылок и экспресс-доставок, ввозимых в Украину, увеличилось в 1,6 раз, с 18,3 миллионов штук, до 29,2 млн.

Их общая стоимость выросла в 1,7 раза, с 781 млн евро до 1,3 млрд.

Доля необлагаемых налогами и пошлинами доставок до 150 евро выросла в 1,6 раза, с 18,2 млн штук, до 29 млн.

Основной отправитель посылок – Китай и большинство доставок идут непосредственно конечному потребителю, который за последние годы очень подрос в своей грамотности освоив покупки на китайских сайтах типа AliExpress.com с помощью оплаты банковскими картами непосредственно иностранному продавцу.

Все это в рамках закона и с точки зрения экономии для покупателя очень здорово.

Нас же интересуют схемщики нелегального импорта и их обороты.

Но как из общих 29,2 миллионов посылок на 1,3 миллиарда евро вычленить фиктивные? Скорее всего, никак.

Переложить динамику роста посылок из Польши на общую статистику, и сказать, что около 60% всех посылок это нелегальные – будет не совсем корректно и бездоказательно.

К тому же если сравнить динамику роста к-ва посылок со всего мира и динамику роста получаемых посылок из Польши за 2015-2017 года, то мы увидим что поток посылок из Польши рос быстрее.

Парадокс, конечный потребитель все больше и больше покупает товаров в Китае, и динамика роста посылок из поднебесной должна быть выше. Но нет, растет поток из Польши.

За разгадкой этой нелогичной, на первый взгляд, статистики и несоответствию показателей Украины и Польши я обратился к одному из участника рынка перевозок, который на условиях: «без имен и фамилий» off-records рассказал, почему растут посылки из Польши и как собственно и устроены схемы серого импорта под их видом.

Основной товар, который нелегально поступает в Украину под прикрытием посылок – это дорогостоящая, но компактная техника. На простом языке – гаджеты.

Мобильные телефоны, планшеты, колонки, электронные и спортивные часы, GPS-трекеры, видеокамеры и видеорегистраторы, фотоаппараты, объективы, различные мини-компьютеры и MP3-проигрыватели, автомобильные магнитолы, даже запчасти для автомобилей. В общем все то, что достаточно дорого стоит и при этом компактно для того, чтобы выглядеть как посылка.

Практически весь это товар, в независимости от названия торговой марки производится в Китае и оттуда и поставляется к нам в страну.

И если украинская компания, онлайн или офлайн магазин электроники, импортируют такой товар официально, в белую, то при прохождении украинской таможни они должны заплатить в бюджет пошлину и НДС.

Контрольно-пропускной пункт на польско-украинской границе Шегини – Медыка
Фото: EPA/UPG
Контрольно-пропускной пункт на польско-украинской границе Шегини – Медыка

Но в Украине, некоторые представители бизнеса, считают, что платить налоги в стране, в которой живешь и работаешь – «западло» и придумали схемы того, как и в стране зарабатывать и налоги не платить.

Схема.

  1. Украинские «бизнесмены» регистрирует в одной из офшорных стран компанию.
  2. Эта офшорная компания, заказывает в Китае партию товара (например, 5 000 гаджетов), но отправляет его не в Украину, где его нужно будет растаможить и легализовать, а отправляет в Польшу, на таможенный лицензионный склад.
  3. Товар, как «торговая партия» поступает на склад в Польше без уплаты пошлины и налогов, поскольку находится в режиме «таможенного склада». Тоесть, груз по документам находится в Польше транзитом и обязан покинуть ее территорию.
  4. На данном складе партия товара дробится на условные необлагаемые налогом «посылки» стоимостью до 150Евро занижая реальную стоимость товара иногда в разы. Если этого не делать, то теряется весь смысл схемы.

    Под эти «посылки» готовится фиктивный реестр получателей и все это передается экспресс-перевозчику который находится в сговоре с организатором схемы.

  5. Экспресс-перевозчик выезжая из Польши, подает на польской таможне транзитную декларацию, «Т-1» согласно которой для поляков транзитный груз покинул страну, но не как посылки, а как товарная партия.
  6. Заезжает же в Украину этот груз уже наоборот, не как товарная партия которую необходимо в таком случае растамаживать, а как необлагаемые налогами и пошлинами экспресс-доставки жителям страны каждая из которых стоит до 150 евро.

    Нашей таможне предъявляется сфабрикованный бланкЕТД (Единий транспортный документ) и фиктивный реестр получателей грузов.

    Важно то, что в пункте пропуска таможенное оформление такой груз не проходит. Согласно законов и приказа ДМС №728 таможня на посту не имеет права задерживать и проверять экспресс-доставки.

    Она лишь поверхностно смотрит на груз, отмечает его прохождение в базе и пропускает на ЦСС (Центрально-сортировочную станцию) перевозчика, где он и проходит таможеное оформление.

  7. Прибыв на ЦСС, посылки выгружаются и оформляются находящимися там представителями таможни которые для перевозчика на их-же территории свои «в доску».

    Формально задача таможни – сверить, действительно ли все посылки соответсвуют необлагаемой налогом для ввоза стоимости 150 Евро и проверить реестр получателей.

    Как правило, происходит это весьма условно.

Здесь стоит отдельно упомянуть о том, что в Украине отсутствует электронный реестр получателей и автоматической обработки поступающих посылок и экспресс-отправок.

Реестр получателей - это гора бумаги на каждую фуру товара которую перевозчики вываливают на стол таможеннику. Это реестр никуда не вносится, а после ручной проверки проштамповывается представителем таможни «ОК, соответсвует».

Вот так выглядит реестр получателей одного из ЦСС за один день работы.

Фото: предоставлено автором

Передача таможенниками бумажных гор из ЦСС в ДФС происходит через несколько дней, а то и недель после того, как посылки буду разбросаны по всей стране.

В ДФС этими реестрами естественно никто не занимается, в электронную базу вносять лишь к-во посылок и их общую стоимость. Главное для них это наличие штамп таможни на них.

Тотальной сверки реальности «получатель – груз – стоимость» не происходит ни на каком этапе.

После того, как таможенник на ЦСС подтвердил таким образом соответствие заявленной стоимости партии посылок товарная партия из 5000 гаджетов считается прошедшей таможню. Без уплаты налогов и сборов.

Дальше товар покидает ЦСС и из посылок опять превращается в товарную партию отправляется на региональные склады оптовых продавцов, где по фиктивным документам от ФОПов легализуется и уходит в розницу.

В рознице эти гаджеты так же уходят через ФОПов упрощенцев, но уже связанных с той или иной торговой сетью, или интернет-магазином.

Вот, собственно, и вся схема.

Если вы когда-либо покупая товар получали вместо фискального чека от юрлица, товарный от ФОП, и гарантию не от производителя, а от магазина, то с вероятностью 90% вы приобрели серый товар въехавший в Украину именно по такой схеме.

Ну а если вы звоните в какой-либо интернет-магазин и продавец говорит что товар есть, но он находится на складе их партнера в Польше и будет доставлен вам курьерской службой в течении 5-7 дней, то это 100% попадание в эту схему.

Фото: akket.com

На этой махинации бюджет недополучает около 30% от стоимости товара в виде таможенных и налоговых отчислений, а деньги от продажи товара в рознице через различные схемы выводятся формальному владельцу товара, офшорной компании и идут на закупку следующей партии.

Но беда не только в том, что бюджет недополучает деньги, через такие продажи деньги попросту вымываются из страны в офшоры нанося еще больший ущерб государству.

Ведь оплачивая такую покупку, вы отдаете деньги за товар которого официально в стране нет, и деньги за него не могут быть оприходованы в Украине.

А теперь попробуем ответить на главный вопрос, почему эта схема существует и в течении трех лет ее оборот увеличивается ежегодно в 2 раза.

Основная причина – это то, что в ГФС отсутствует реестр получателей посылок и автоматизация процесса их ввоза. Никто не знает на кого на самом деле идет посылка, существует ли такой человек в природе и сколько на него уже пришло посылок в этом году.

Кроме этого реальную стоимость товара никто не сверяет с заявленной. Таможенники на ЦСС проверяя посылки, еле успевают провожать их взглядом через сканер, выявляя наркотики и оружие, не говоря уже о проверке брендовой техники на соответствие стоимости.

Для подтверждения этого сообщу что, по данным ГФС за 2015 и 2016 года было открыто всего 678 и 757 дел о нарушении таможенных правил пересылки. При том, что посылок и доставок за эти годы въехало почти 50 млн. штук. процент нарушений за 2 года составил 0,000028%.

Пункт пропуска 'Краковец - Корчева'
Фото: EPA/UPG
Пункт пропуска 'Краковец - Корчева'

Все это происходит на фоне затянувшегося кризиса таможенных органов, которые погрязли в коррупционных схемах о которых даже Премьер-министр Владимир Гройсман вынужден рассказывать на заседаниях Правительства, блистая знанием ТОП-10 контрабандных схем.

Неужели таможня вместо структуры, которая должна стоять на страже интересов страны стала органом, обслуживающим нелегальный бизнес?

Судя по тому, что происходит вокруг контроля поступления в страну посылок то такое суждение имеет право быть.

Видя хаос с контролем грузов, перевозчики видимо и предложили бизнесу контрабандную схему под прикрытием посылок и экспресс-доставок.

Попробовали, получилось, стали наращивать оборот который как я писал выше только по Польше за 2016-2017 год составляет 49 млн евро.

Хотя эти 49 млн – очень условная сумма, ведь это данные стоимости согласно поданных таможне реестров и ЕТД, а как мы знаем стоимость товара в них искусственно занижается, чтобы «влезть» в беспошлинные 150 евро товарами, которые стоят намного больше.

Как сломать эту схему? Об должны думать в Минфине, которому и так не хватает денег на выплаты.

Должны думать в ГФС, где уже давно должны были разработать механизм автоматизации учета получателей посылок и их стоимости.

Все они прекрасно знают эту проблему, и знают сколько миллиардов бюджетных отчислений зарыто в этих схемах, но молчат, занимаясь внутренней грызней за должности и играя в политику, а должны играть в интересы государства.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook и Twitter