Такая «ротация» в руководстве транспортного монополиста вызвала недоумение у многих. Главный вопрос: почему назначение произошло, минуя кадровый конкурс? Ведь препятствий для его проведения больше нет. Еще в мае Днепропетровский апелляционный админсуд рассмотрел жалобу Мининфраструктуры на решение Днепропетровского окружного админсуда от 20 февраля 2015 года, которым ведомство обязали остановить стартовавший перед Новым годом конкурс по отбору кандидатов на руководителей «Укрзализныци», аэропортов Борисполь и Львов. Решением суда апелляция Мининфраструктуры удовлетворена, конкурс разблокирован.
Да и само руководство МИУ публично подтвердило – отказываться от идеи конкурса не собирается – к осени «Укрзализныця» получит нового, легитимного руководителя. «…Это трудно, и есть много рутины, которая нервирует и демотивирует. Но мы выбрали демократический путь развития», – подчеркнул замминистра Владимир Омелян.
Андрей Пивоварский выразил еще более жестко: «Пока я министр, не будет никаких подковерных договоренностей относительно назначения руководителей государственных компаний. Все эти процессы будут проходить через открытый конкурс».
Как тогда понимать его нынешнее действия? Глава Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин считает внезапное единоличное решение министра, не согласованное с руководством Кабмина (а потому в значительной степени нелегитимное) – попыткой протянуть на пост зависимого от него человека. По сути, руководством МИУ была разыграна комбинация: сначала Завгороднего утвердили (через Кабмин) на «простого» зама, что ни у кого не вызвало особых подозрений. А через неделю сделали и.о. Но уже без согласований. С припиской, мол последнее должность Завгороднего – «заместитель генерального директора».
«Единственная причина, которой можно объяснить такое назначение без конкурса – сделать процесс непубличным. И сделать нового руководителя зависимым от министра. Объяснения министра Пивоварского про понравившиеся ему комментарии будущего директора в Фейсбуке – это смешно», – заявил Виталий Шабунин.
В транспортном ведомстве также немногие могут внятно объяснить, почему незадолго до акционирования УЗ, руководителем госпредприятия стал железнодорожник Александр Завгородний, а менеджеру Максиму Бланку, который практически провел реформирование «Укрзализныци», на завершающем этапе отвели роль английской королевы – перевели в кресло первого зама, лишив полномочий.
Сам министр утверждает, что конкурс проводить… некогда, так как «до акционирования «Укрзализныци» остается совсем немного». Пока же главе УЗ ему неожиданно понадобился «технарь-железнодорожник». Хотя еще совсем недавно лучшим рекрутинговым компаниям страны давалось совсем иная задача!
«Будущему руководителю «Укрзализныци» предстоит кардинальным образом реформировать госмонополиста, провести акционирование компании, развернуть корпоративный центр, централизовать сервисные функции и т. д. Задача сверхтрудная. Поэтому необходимо, чтобы претендент имел опыт проведения таких преобразований. Времени учиться на собственных ошибках у него нет», – пояснял партнер компании Talent Advisors Роман Бондарь.
К слову, по мнению экономиста Бориса Кушнирука, назначение «технаря» на такой пост противоречит элементарной управленческой логике. «У Максима Бланка есть менеджерский опыт. Бланк может быть руководителем, а первым заместителем у него может быть технарь. Как на предприятии есть директор, а есть главный инженер, директор – это главный менеджер, а главный инженер обеспечивает уже технологическое управление», – отмечает Кушнирук.
Что заставило Андрея Пивоварского, постоянно выступающего за прозрачность организационных процессов в госуправлении, совершить шаг, который резко диссонирует с его заявлениями?
Политический обозреватель Дмитрий Тузов уверен, что решение назначить Завгороднего руководителем «Укрзализныци» принималось главой транспортного ведомства не самостоятельно. Ссылаясь на слова коллег, он говорит причастности к этому кадровому решению советника главы Администрации президента Михаила Бейлина. При этом обозреватель приводит список людей «советника», которых тот расставил на различные посты в Мининфраструктуры и МинАПК, а также суммы доплат, которые они получают. По мнению Тузова, такие «непрозрачные назначения» не имеют ничего общего с проведением реформ.
«Насколько я знаю, решение по «Укрзализныце» министр принимал с подсказки других. Замену прежнему и.о. Максиму Бланку нашел главный «куратор» министерства – советник главы АП Михаил Бейлин», – написал на своей странице в Facebook политолог Вадим Карасев. Кадровая ротация на госпредприятии, как утверждает эксперт, связана с возвращением в «Укрзализныцю» бывшего начальника Юго-Западной железной дороги Алексея Кривопишина, давно имеющего тесные связи с «винницким землячеством».
Бывший замминистра инфраструктуры Александр Кава подтверждает, что назначение Завгороднего является победой «президентской вертикали».
«Назначение человека Пивоварского, я думаю, является просто очередным этапом перетягивания каната за влияние на «Укрзализныцю»», – отметил эксперт.
Похоже, общественный резонанс, который повлекла скандальная кадровая ротация в «Укрзализныце», является свидетельством того, что точку в данной истории ставить еще рано.