После избрания Виктора Януковича президентом в 2010 году МВФ открыл Украине новую кредитную линию на 10 млрд специальных прав заимствования (SDR, экв. $15,15 млрд). Деньги должны были пойти на реформы. Киев успел получить из этих денег около $3,4 млрд, после чего реформы забуксовали и Фонд прекратил финансирование.
МВФ ведет строгий надзор за курсовой политикой государств-членов
Что было сделано и что осталось сделать? Об этом МВФ регулярно сообщает на своем сайте. "Фонд ведет строгий надзор за курсовой политикой государств-членов", - говорится в ст. IV Устава МВФ (документ в pdf на русском языке). В последний раз специалисты Фонда инспектировали Украину в ноябре 2013 года.
К сожалению, Фонд до сих пор не опубликовал подробный отчет по результатам этого визита. Представительство Фонда в Киеве не ответило на запрос LB.ua по этому поводу. Поэтому мы вынуждены руководствоваться той скудной информацией, которая появилась на сайте МВФ 19 декабря. Ниже — выжимки из этого сообщения.
1. Описание ситуации
В Фонде не строят иллюзий по поводу Украины. Экономика нашей страны не растет более полугода - с середины 2012-го. Прогноз неутешительный. В январе-сентябре 2013-го ВВП сократился на 1,25% в годовом исчеслении — сказались снижение спроса на украинский экспорт и падение инвестиций. Потребительские цены остались на том же уровне из-за падения цен на продовольствие и жесткой монетарной политики.
Импорт газа заметно сократился, но дефицит текущего счета платежного баланса (отражает позиции страны в торговле с другими странами) все равно вырос за год до примерно 8% ВВП. Причины — слабый внешний спрос и недостаток конкурентоспособности украинских товаров и услуг.
Высокий дефицит текущего счета оказал давление на резервы Нацбанка, которые упали к концу октября 2013 года ниже суммы, необходимой для покрытия украинского импорта в течение 2,5 месяцев (опасным считается показатель ниже 3 месяцев).
МВФ ожидает, что в 2014 году украинская экономика может показать скромный рост благодаря внешнему спросу, росту экспорта зерна и росту внутреннего потребления. Но прогноз может не оправдаться из-за, цитируем, "непоследовательной политики и повышенной политической и экономической неопределенности".
2. Оценка работы чиновников
Большие повышения пенсионных выплат и зарплат, щедрые энергетические субсидии и расходы на чемпионат Европы по футболу привели к увеличению дефицита сектора госуправления и "Нафтогаза" до 5,5% ВВП в 2012 году. В прошлом году дефицит, по оценке МВФ, расширился до 7,75% ВВП.
Неэффективный и непрозрачный энергетический сектор продолжает оказывать сильное воздействие на госфинансы и экономику. Общие энергетические субсидии в Украине составили около 7,5% ВВП в 2012 году. Очень низкие тарифы на газ для населения и центральное отопление охватывают лишь часть затрат и стимулируют один из самых высоких уровней потребления энергии в Европе. Потери "Нафтогаза" в 2013 году удвоились, компания задерживает платежи за импортный газ.
3. Монетарная политика
Жесткая денежно-кредитная политика Украины в 2012-13 годах была сосредоточена на поддержке стабильного курса гривны к доллару США. Денежная база увеличивалась почти на 15 % в год до сентября 2013 года.
Для стабильных поставок инвалюты на рынок, власти ужесточили регулирование и контроль, что увеличило операционные издержки в экономике.
Банковская система кажется стабильной, но уязвимость присутствует. Высокие процентные ставки, предлагаемые банками вызвали увеличение объемов гривневых депозитов более чем на 30% в год по состоянию на ноябрь 2013 года. Кредитование экономики при этом выросло незначительно, сдерживая экономическую активность.
4. Долги
Украина исправно платит МВФ, и власти подтверждают свои обязательства.
5. Результаты кредитной программы 2010 года
Хотя Украина выполнила ряд обязательств (например, начала пенсионную реформу в 2011 году), программа быстро сошла с намеченного пути. Власть остановила реализацию согласованных стратегий, показывая, что недостаточно владеет ситуацией. Звершению программы помешало нежелание отрегулировать цены на энергоносители и повысить гибкость обменного курса.
6. Выводы и рекомендации
Исполнительные директора МВФ отметили, что, несмотря на усилия украинских властей, реальная макроэкономическая политика Киева только усилила рецессию.
Фонд рекомендовал сократить бюджетный дефицит и дефицит текущего счета платежного баланса (отражает отношения страны с торговыми партнерами, иностранными кредиторами и инвесторами). Сократить энергетические субсидии. Укрепить банковский сектор и улучшить конкурентоспособность экономики.
Директора МВФ пришли к общему выводу, что завышенный обменный курс способствовал увеличению дефицита текущего счета платежного баланса и потере конкурентоспособности. Завышенный курс гривны вызвал устойчивое уменьшение резервов Нацбанка.
Одновременно жесткая монетарная политика подавила рост экономики. Исходя из этого, Директора рекомендовали обеспечить большую гибкость обменного курса и ускорить переход к политике таргетирования инфляции (когда НБУ следит за ростом цен в первую очередь). Это требование МВФ, похоже, было выполнено на прошлой неделе.
Уязвимость банков перед валютными рисками снизилась, капитализация и обеспеченность резервами выросли. Это защитит банки в случае невозврата кредитов.
Высокие бюджетные расходы должны быть уменьшены. Для этого нужно рационально подойти к госзакупкам, сдержанно отнестись к росту зарплат и занятости в госсекторе. Пенсии не стоит повышать быстрее, чем растут цены. Власти также должны воздержаться от снижения налогов, если на это нет денег.
МВФ также подчеркнул необходимость всеобъемлющей реформы энергетического сектора. Значительный первоначальный рост тарифов на широкой основе важен для сокращения больших и не учтенных напрямую в бюджете потерь. Это позволит привлечь новые инвестиции и повысит качество управления.
Повышение тарифов на энергоносители должно сопровождаться мерами по защите наиболее уязвимых слоев населения. Директора МВФ приветствовали планы властей по продолжению энергосберегающих реформ, повышению добычи газа и диверсификации импорта энергоносителей. Но, подчеркнули в Фонде, эти меры не заменят необходимую корректировку тарифов.
Директора МВФ отметили неравномерный прогресс в улучшении делового климата. Они приветствовали упрощение процедуры регистрации бизнеса и собственности, получения разрешений на строительство. Но подчеркнули, что еще многое предстоит сделать для повышения институционального потенциала, укрепления судебной системы, улучшения работы правоохранительных органов и налоговой администрации, искоренения коррупции.