Естественно, нет никаких шансов что чётвертый квартал полностью скомпенсирует это падение, хотя поздний сбор урожая в октябре и вызванный им прирост аграрного производства сделает падение по итогам года равным, скорее всего, -0,5%-0,7%.
Сообразно слабости экономики, в Украине в 2013 году наблюдалась низкая инфляция - в январе-ноябре индекс потребительских цен снизился на -0,3% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Несомненно, свою лепту внесла и жёсткая монетарная политика НБУ, с фанатичным упорством пытающегося удержать курс гривны от девальвации.
Впрочем, запас прочности Нацбанка в течении года продолжал таять - в январе-октябре НБУ потерял $4 млрд из резервов, главным образом, из-за необходимости возвращать долги МВФ. В ноябре было погашено ещё полтора миллиарда долларов внешнего долга. В сумме, вероятно, резервы НБУ снизятся с $24,6 млрд в начале года до примерно $18 миллиардов в его конце.
Уровень резервов уже сейчас является критически низким - он покрывает примерно 2,5 месяца импорта, притом, что международные организации минимально допустимым значением считают покрытие 3 месяцев импорта. Каких-либо тенденций к исправлению ситуации не наблюдаются - наоборот, в 2013 году ухудшился как баланс торговли, так и баланс прямых иностранных инвестиций, отображая ухудшение и без того ужасающе низкой конкурентоспособности экономики.
Паралельно с этим кризисом платёжного баланса, страна испытывает бюджетный кризис. Дефицит консолидированного бюджета, по оценке МВФ, превысил 4% ВВП. Оценка известного шведского экономиста Андерса Ослунда - занимающегося Украиной с 90-х годов - ещё выше: 6% ВВП, или около $11 млрд. В последние месяцы дело дошло до задержек бюджетных платежей - социальных выплат, зарплат бюджетников и т.п.
Бюджетный кризис можно разрешить простым устранением коррупции на уровне высшей власти
Пикантность ситуации заключается в том, что огромный дефицит бюджета практически полностью вызван коррупцией на высшем уровне. По оценке всё того же Ослунда, разнообразные хищения ближайшего окружения президента Януковича - так называемой "Семьи" - стоят стране порядка $8-10 млрд, то есть сумму, почти равную всему дефициту бюджета. Фактически, бюджетный кризис можно разрешить простым устранением коррупции на уровне высшей власти.
Соглашение с Россией
Впрочем, самой власти такой способ решения проблемы, естественно, не нравится, как и способ разрешения кризиса платёжного баланса путём перехода к плавающему курсу гривны. Вместо этого, президент Янукович заключил призванное заменить собой реформы соглашение с Россией.
В рамках этого соглашения Россия собирается прокредитовать Украину на $15 млрд путём покупки украинских облигаций российским Фондом национального благосостояния. Этой суммы достаточно для того, чтобы рефинансировать весь валютный долг государства, подлежащий выплате в 2014 году, и сверх этого покрыть часть дефицита бюджета на 2.8% процентов ВВП (МВФ ожидает в 2014 году дефицит консолидированного бюджета на уровне 5.1% от ВВП). Российский кредит существенно снижает краткосрочные риски дефолта Украины, так что профинансировать остаток дефицита правительству должно быть существенно легче.
Впрочем, если запланированное на 2014 год и прописанное в законодательстве снижение ставок по НДС и налогу на прибыль усугубит бюджетный кризис, российских денег может и не хватить. Провластные депутаты уже внесли в Верховную Раду законы, отменяющие это снижение, однако в нынешней политической ситуации у них может не получится эти законы провести. Тогда бюджетные проблемы в 2014 году продолжатся - ведь власти, пока что, никакого желания урезать свои коррупционные аппетиты не демонстрируют.
Помимо кредита, Украина получит от России скидку на газ с примерно $400 за тысячу кубометров до $268,5. Это вряд ли существенно улучшит состояние баланса торговли, так как снижение цены импортного газа наверняка будет компенсироваться ростом объёмов его поставок. Однако, удешевление газа улучшит финансовое состояние НАК "Нафтогаз Украины", постоянно теряющей деньги на разнице между стоимостью импортного газа и ценами, по которым этот газ продаётся структурам ЖКХ. Поскольку недостаток средств на счетах Нафтогаза ложится грузом на государственный бюджет, это дополнительно улучшит состояние государственных финансов.
Наконец, улучшение условий торговли в результате удешевления такого значимого компонента импорта, как российский газ, создаст определённый положительный эффект для роста экономики. Впрочем, вряд ли этот эффект будет большим - украинская промышленность долгое время снижала потребление природного газа за счёт инвестиций в энергосбережение и перехода к производству требующей меньших расходов природного газа продукции.
Перспективы
С помощью российских денег властям удалось на время смягчить созданные их собственной коррумпированностью и некомпетентностью кризисы госфинансов и платёжного баланса. На ближайший год это снимет, или, по крайней мере, существенно снизит риск дефолта государства, а также позволит удержать фиксированный курс гривны.
В иных условиях смягчение кризиса и, соответственно, повышение уверенности инвесторов в перспективах экономики, могли бы, после рецессии, привести к быстрому восстановительному росту. К сожалению, в Украине это сейчас маловероятно - инвестиционная активность в стране подавлена слабым внешнеэкономическим фоном, плохим деловым климатом и некомпетентной экономической политикой властей. Вряд ли стоит ожидать в 2014 году хороших темпов роста экономики - что подтверждает и прогноз МВФ, ожидающего роста ВВП всего на 1,5% (причём, в предыдущие годы прогнозы Фонда систематически оказывались завышенными).
Скорее, 2014 год в экономике будет похож на 2013 и 2012 - такие же низкие темпы роста, такой же плохой внешнеэкономический фон. Разнообразие внесут, разве что, более низкие девальвационные ожидания. И, конечно же, политическое противостояние, влияние которого на экономику может быть как малозначительным, так и определяющим, в зависимости от того, что будет происходит в политической жизни страны.