ГлавнаяЭкономикаБизнес

При реформировании энергетической отрасли пострадает госбюджет, - эксперт

В соответствии с Национальным планом действий на 2011 год по внедрению программы экономических реформ, утвержденном указом Президента от 27 апреля, тарифы на электроэнергию должны быть повышены до экономически обоснованного уровня в апреле и декабре текущего года.

Очередное повышение тарифов на электроэнергию для населения пройдет в интересах потенциальных покупателей госпакетов энергокомпаний.

По мнению директора Института энергетических исследований Дмитрия Марунича, на первый взгляд решение властей об очередном повышении тарифов на электроэнергию выглядит недальновидно. "Достаточно вспомнить длительный торг правительства с МВФ, который сделал повышение тарифов на природный газ для населения условием выделения Украине очередного транша кредитной линии. В правительстве понимают, что дальнейший рост тарифов на энергоносители вызовет ухудшение социально-экономической ситуации и повлечет повышение протестных настроений избирателей в преддверии парламентской кампании 2012 года. Тем более что в текущем году государство дважды повышало цены на электроэнергию для населения. С 1 февраля – на 30% для бытовых потребителей, потребляющих свыше 150 кВт/ч электроэнергии в месяц; с 1 апреля - на 15%", - сказал он.

В свою очередь, приведение тарифов к экономически обоснованному уровню значительно повысит привлекательность предлагаемых к продаже правительством и ФГИ пакетов акций украинских энергопоставляющих и энергогенерирующих компаний, отмечает эксперт. 11 апреля Кабмин издал распоряжение о том, что в текущем году будут проданы государственные пакеты акций генерирующих компаний "Днепрэнерго" (25%) и "Западэнерго" (45,1%), 25% акций "Киевэнерго", по 50% акций в "Винница-", "Днепр-", "Закарпатьеоблэнерго", по 45% "Крымэнерго" и "Черновцыоблэнерго", 40,06% в "Донецкоблэнерго" и 25,99% в "Тернопольоблэнерго".

По мнению Марунича, предлагаемая правительством стратегия продажи пакетов энергокомпаний существенно отличается от приватизационной процедуры образца 2000-01 гг. Приватизационные подходы правительства в электроэнергетике в 2011 году продемонстрировали нежелание выставлять на открытые конкурсы контрольные пакеты энергокомпаний. В свою очередь, предложение на продажу преимущественно блокирующих пакетов акций вызывает подозрения в лоббировании интересов отдельных ФПГ, которые уже контролируют часть уставного фонда энергокомпаний. В итоге, покупателями предлагаемых к продаже пакетов акций энергокомпаний станут, прежде всего, крупнейшие игроки рынка с донецкой (ДТЭК) и днепропетровской ("Приват") пропиской, которые более всего заинтересованы в минимизации потраченных средств.

"Приведенные к экономически обоснованному уровню тарифы для населения, повышают ликвидность активов, продаваемых новым собственникам энергокомпаний, и снимают с них тяжелое бремя борьбы за повышение отпускных цен. В проигрыше от очередного этапа реформирования энергетической отрасли останется государственный бюджет, который недополучит поступления от приватизации, и население, оплатившее ее", - считает Марунич.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook и Twitter