Обвинение ему пока не предъявлено, но, судя по всему, скоро будет. Пока СБУ сообщает, что уголовное дело возбуждено «относительно группы лиц, совершивших растрату средств Родовид Банка в особо крупных размерах. Незадолго до этого НБУ продлил временную администрацию в этом банке еще на полгода.
Последнее сообщение выглядит тем более странным на фоне того, что еще в феврале текущего года Сергей Щербина в интервью «Левому берегу» уверял, что ситуация в финучреждении стабилизируется. Более того, банкир готовился к выведению временной администрации из банка и строил планы на возобновление кредитования. Теперь вдруг оказывается, что ситуация лучше не стала, а сам руководитель подозревается в хищении. Что произошло на самом деле – скажет следствие. А пока мы можем просто напомнить хронологию событий, которая может во многом прояснить эту странную ситуацию.
Фото: Макс Левин
Родовид Банк был одним из более чем двух десятков украинских банков, столкнувшихся с серьезными проблемами во время кризиса. Получив в прошлом году 2,8 млрд. грн по рекапитализации, банк стал государственным и начал возвращать деньги вкладчикам. Одновременно временная администрация пыталась сделать банк не просто кассой по выдаче полученных от государства средств, но и прибыльным учреждением.
Руководство финструктуры активно добивалось от правительства перевода на обслуживание в банк разных государственных организаций. Кроме того, всячески пыталось вернуть проблемные кредиты. Одним из таких примеров был спор банка за большой участок земли в Киеве, под залог которого были выданы средства компаниям, связанные с Дмитрием Фирташем.
Отвечая на вопрос «Левого берега» о том, как ему удалось так легко забрать более 100 га киевской земли у такого влиятельного олигарха, Сергей Щербина отвечал: «Почему легко? Мы с этими структурами полгода судились, заводили уголовные дела на компании, которые брали кредиты. Нам помогало Управление по борьбе с организованной преступностью МВД Украины и другие правоохранительные органы». Вспоминая эти же события, Дмитрий Фирташ несколько дней назад говорил: «Дело в том, что когда на тебя идет государственный каток, ты должен что-то потерять, чтобы что-то сохранить. Земля для меня была не самое главное, поэтому землю забрали».
А в ноябре 2009 года правительство Юлии Тимошенко решило перевести в Родовид Банк вклады другого проблемного учреждения – Укрпромбанка. Было переведено 6,9 млрд. грн вкладов физлиц Укрпромбанка, но для выплаты этих средств правительство дало намного меньше – 5,6 млрд. грн. Нехватку денег предполагалось закрыть за счет передачи активов Укрпромбанка на баланс Родовид Банка. Однако этих денег в Родовид Банке никак не могли дождаться. Более того, 21 января этого года НБУ начал ликвидацию Укрпромбанка. То есть ситуация для Родовид Банка была катастрофической – вот вам должники другого финучреждения, верните им деньги, а самих денег мы вам не дадим. Поэтому Сергей Щербина подал на НБУ в суд, добиваясь отмены решения о ликвидации Укрпромбанка. «Пусть сначала Укрпромбанк с нами рассчитается, а потом НБУ его ликвидирует», – говорил тогда Сергей Щербина. Что теперь думает банкир по этому поводу – знают только следователи, которые его допрашивают.