При этом заправочные станции ряда регионов вообще остались без автогаза. Участники рынка и эксперты объясняют сложившуюся ситуацию неожиданным дефицитом ресурса на рынке, погасить который удастся лишь через две недели.
Средняя розничная цена на пропан-бутановую смесь установилась на уровне 5,16 грн/л. И хотя в некоторых западных областях (ввиду эпидемиологической ситуации) стоимость этого топлива еще колеблется в пределах 5-5,30 грн/л, в остальных (Черниговская и Луганская) цены достигли 5,70-6,00 грн/л соответственно. Более того, В Одесской и Черниговской областях заправиться этим горючим практически нереально — его просто нет на большинстве заправок. Не приносят оптимизма и результаты последнего коммерческого аукциона на Украинской аграрной бирже, где стоимость тонны сжиженного газа составила 8 тыс. грн при доставке автотранспортом, а по железной дороге — 7,6 тыс. грн. Учитывая такие цены в крупном опте, это составляет около 4,30-4,40 грн/л себестоимости горючего для заправщиков. Подобным ценовым рекордом традиционно недорого топлива уже заинтересовались в Антимонопольном комитете. Вчера и.о. главы ведомства Александр Мельниченко заявил, что поручил местным подразделениям «провести проверку украинских АГЗС» и установить причины подобной ситуации.
Сами участники рынка объясняют подобный ажиотаж редким дефицитом пропан-бутана, в особенности нетипичным для этого времени года — накануне сезонного спада потребления: «Законтрактовать необходимые нам объемы просто не у кого. Трейдеры не ожидали, что спрос на автогаз к зиме не ослабнет, как это было каждый год до сих пор»,— комментирует ситуацию коммерческий директор одной из сетей АГЗС. По его словам, импортный ресурс, который помогал удовлетворить растущее потребление летом, сейчас практически отсутствует в предложениях трейдеров. В то же время остро ощущается нехватка автогаза украинского производства. «В октябре импортеры предполагали падение цен на сжиженный газ и поэтому не завозили его. Кроме того, в этом месяце остановился Одесский нефтеперерабатывающий завод и с рынка «выпало» около 2,5 тыс. т. Столько же реализовала «Укрнефть» «своим» структурам. Сократил производство этого топлива и Лисичанский НПЗ. И больше на 1,5 тыс. т взяли себе облгазы»,— объясняет причины возникшего дефицита пропан-бутановой смеси на заправках глава Украинской ассоциации сжиженного газа (УАСГ) Сергей Пивень. Напомним, что месячный объем потребления автогаза в Украине составляет около 60-65 тыс. т ежемесячно. По прогнозам эксперта, погасить ценовой ажиотаж удастся в ближайшие две недели — до 20 ноября — за счет импортных партий.
«Партии сжиженного газа уже идут из Казахстана. Первые поставки придут в Украину уже к 10 ноября»,— говорит господин Пивень, уточняя, что всего в страну сейчас направляется около 4,5-5 тыс. т сжиженного газа. Помогают также поставки с Мозырского НПЗ (Беларусь), возобновившего работу во второй половине октября. Не досчитываются украинские операторы рынка лишь поставок из наиболее привычного и близкого направления — России. «Наши северные соседи ориентируются на котировки «Аргуса», которые завышены для Украины. Если по этим котировкам цена для Украины значится на уровне $950/т, то это означает, что местным поставщикам нужно продавать нашим трейдерам где-то по $750/т. А таких цен реально нет. Например, в Польше продают сейчас по $610/т, хотя, по моей информации, на спотовом рынке там торгуют уже по $570/т. В таком случае украинским трейдерам просто нет смысла вести российский автогаз по такой завышенной цене»,— резюмирует президент УАСГ.